Предыдущая страница Следующая страница

Тимон осмеял споры всех философских школ, - кроме Пиррона,
выведенного в качестве авторитетнейшего судьи, Ксенофана, мате-
риалиста Демокрита и софиста Протагора.

Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим,
главным и высшим вопросом философии был вопрос практи-
ческий - о поведении человека и о высшем доступном ддя него
блаженстве. Уступая Пиррону в величии характера и мощи духа, не
будучи чужд некоторого практического цинизма и грубости, Тимон
вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ
и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший
правомерность гипотез и допущение делимости времени. В теории
познания он развивал положения Пиррона, проводя различие между
вещью, как она существует сама по себе, и способом, посредством
которого она открывается чувствам человека. Достоверную основу
познания и деятельности Тимон видел только в непосредственной
кажимости чувственного восприятия. Так же как и Пиррон, он
признавал равносильность всех возможных суждений относительно
вещей и их истинной природы, как бы эти суждения ни были
противоположны. И так же как и Пиррон, он выводил из этой
равносильности противоречащих высказываний о вещах заповедь

<воздержания> от суждений о внутренней природе вещей и идеал
совершенной невозмутимости.

После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников
развитие школы скептицизма прерывается. Возможно, как думает,
например, Гааз, что в течение этого столетия традиция скептицизма
продолжала развиваться в Александрии. Но явным образом она
возобновляется в деятельности учеников Птолемея - Сарпедона и
Гераклита. Последний, быть может, был тот самый врач-эмпирик,
свидетельство о котором прочно сохранилось у Галена.

Учеником этого загадочного Гераклита был
"^"^"     крупный теоретик античного скептицизма
Энесидем. Вопрос о времени жизни и деятельности Энесидема -
один из неясных вопросов античной историографии. Противоречия
в сообщениях античных и византийских авторов - Аристокла,
Цицерона, Секста Эмпирика, патриарха Фотия и др. - приводят к
еще большим противоречиям опирающихся на них новейших
исследователей. Часть авторов относят время деятельности Энеси-
дема к 1 в. до н.э., другая - к началу нашей эры. Заслуживающее
некоторого внимания сообщение Фотия, согласно которому свой
главный труд Энесидем посвятил другу Цицерона, римскому ака-
демику Туберону, плохо вяжется не только с полным умолчанием
Цицерона об Энесидеме, но и с сохранившимися достаточно мно-
гочисленными суждениями Цицерона о пирронизме, который в его
глазах есть учение уже мертвое, прекратившее свое развитие.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna