Предыдущая страница Следующая страница

Центральным из понятий, связывающих физику Эпикура с его
этикой, стало понятие свободы. Этика Эпикура - этика свободы.
Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических учений,
не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило
Эпикура и всю его школу в состояние постоянной борьбы со школой
стоиков, несмотря на ряд общих для этих двух материалистических
школ понятий и учений. Согласно Эпикуру, учение о причинной
необходимости всех явлений и всех событий природы, разработанное
Демокритом и принимаемое Эпикуром, ни в коем случае не должно
вести к выводу о невозможности для человека свободы и о порабо-
щении человека необходимостью (судьбой, роком, фатумом). В
рамках необходимости должен быть найден и указан для поведения
путь к свободе.

Однако условием возможности свободы для поведения человека
может быть, по мысли Эпикура, только предпосылка свободы в
самой природе, в элементах физического мира.

Руководимый этой мыслью Эпикур перерабатывает атомисти-
ческую физику Демокрита, положенную им в основу его собствен-
ного учения о природе.

Во-вторых, Эпикур отклоняется от Демокрита в одном из
основных для атомистической физики вопросов - в вопросе о
природе атомов, об их движении. Физическая предпосылка свободы,
необходимая для обоснования и построения учения о свободе
человека, должна быть найдена уже в атомах. Если у Демокрита
движение атомов в пустом пространстве вызывается механической
необходимостью - падением атомов в пустоте, то Эпикур полагает,
что движение это обусловлено внутренним свойством атома - его

тяжестью, которая таким образом, наряду с формой, положением
и порядком, становится важным объективным определением атома.
Важным, так как в свойстве этом сказывается, согласно Эпикуру,
способность самопроизвольно отклоняться при движении на неболь-
шой угол по отношению к первоначальному - прямолинейному -
пути движения и, таким образом, способность переходить с прямо-
линейных траекторий на криволинейные. Самоотклонение атома,
постулируемое в физике Эпикура, и есть тот минимум свободы в
природе, без которого свобода была бы невозможна для человека.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna