Предыдущая страница Следующая страница

Цель философии Эпикура, таким образом, - не чистое умозре-
ние, не чистая теория, а просвещение людей. Но это просвещение
должно основываться на учении Демокрита о природе, должно быть
свободно от допущения в природе каких бы то ни было сверхчув-
ственных начал, должно исходить из естественных начал и из
причин, открываемых в опыте.

Поэтому теоретической основой философии Эпикура мог стать
только материализм, враждебный всякой религиозной мистике,
народному многобожию, а сам философ должен был выступить
против враждебных сторонников сверхчувственного знания. Все эти
черты сделали философию Эпикура ярким учением древнегрече-
ского Просвещения. <Эпикур, -писали в <Немецкой идеологии>
Маркс и Энгельс, - ...был подлинным радикальным просветителем
древности, он открыто нападал на античную религию, и от него
ведет свое начало атеизм римлян... Поэтому Лукреций и прославлял
Эпикура как героя, впервые низвергнувшего богов и поправшего

^ ^
  -V

религию, поэтому же у всех отцов церкви... Эпикур слывет безбож-
ным философом> [37. Т. 3. С. 127].

Эта борьба великого греческого просветителя против богов не
была, однако, полным, безоговорочным отрицанием их существо-
вания. Эпикур признавал бытие богов, считал познание этого бытия
очевидным и даже утверждал, что в своем местопребывании боги
наслаждаются блаженным существованием. Но он отводил место
богам не в нашем мире и ни в одном из прочих бесчисленных миров,
наполняющих вселенную. Боги живут в пустых промежутках между
мирами (<метакосмиях>) и ведут там блаженную жизнь, нисколько не
влияя на нашу земную жизнь, на существование человека. Они не
могут ни помогать человеку, ни вредить ему своим вмешательством.

Философия делится на три части. Главная из них - этика,
содержащая учение о счастье, об его условиях и о том, что ему
препятствует. Вторая ее часть, предшествующая этике и ее собой
обосновывающая, - физика. Она открывает в мире его естествен-
ные начала и их связи и тем самьм освобождает душу от гнетущего
страха, от веры в божественные силы, в бессмертие души и в
тяготеющий над человеком рок, или судьбу. Если этика есть учение
о цели жизни, то физика -учение о естественных элементах, или
началах, мира, об условиях природы, посредством которых эта цель
может быть достигнута.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna