Предыдущая страница Следующая страница

Однако существует и условие самой физики.
T^*  Это знание критерия истины и правил ее по-
знания. Без этого знания невозможна ни разумная жизнь, ни
разумная деятельность. Эпикур называет эту часть философии

<каноникой> (от слова <канон>, <правило>). Канонике он посвятил
особое сочинение, в котором указал критерии истины. Это 1) вос-
приятия, 2) понятия (или общие представления) и 3) чувства.

Восприятиями Эпикур называл чувственные восприятия пред-
метов природы, а также образы фантазии. И те и другие возникают
в нас вследствие проникновения в нас образов, или <видиков>
(ei5(oXoc) вещей. По виду они подобны твердым телам, но далеко
превосходят их по тонкости [см. 33. 46а-48]. Образы эти истекают,
или отслаиваются, от вещей. Здесь возможны два случая. В первом
случае образы отслаиваются в определенной устойчивой последо-
вательности и сохраняют тот порядок и то положение, какое они
имели в твердых телах, от которых они отделились. Эти образы
проникают в органы наших чувств, и в таком случае возникает
чувственное восприятие в собственном значении слова. Во втором
случае образы носятся в воздухе изолированно, наподобие паутины,
а затем проникают в нас, но уже не в органы чувств, а в поры нашего
тела. Если при этом они переплетаются, то в результате таких
восприятий в сознании возникают единичные представления вещей
((pocvTocSlocl). <И всякое представление, которое мы получаем, схва-
тывая умом или органами чувств, -пояснял Эпикур Геродоту
(50), - представление о форме либо о существенных свойствах, это

[представление] есть форма [или свойства] плотного предмета,
представление, возникающее вследствие последовательного повто-
рения образа или остатка образа [впечатления, составленного об-
разом]>.

Понятия, или, по сути дела, общие представления ( лpo'k.r\\^n.c, -
термин, впервые введенный Эпикуром), возникают на основе еди-
ничных представлений. Их нельзя отождествлять ни с логическими,
ни с врожденными представлениями. Понимание яро^г)^^ в смысле
<врожденных представлений> несовместимо с сенсуалистической
основой теории познания Эпикура. Это видно из слов Эпикура в
письме его к Геродоту (49): <Только тогда, когда нечто приходит к
нам от внешних предметов, мы видим их формы и мыслим о них>.
Там, где речь идет о познании природы,  npo'k r}\^^ ^.c, означало у
Эпикура общее представление, образующееся посредством сохра-
нения в сознании общих черт единичных представлений. В согласии
с этим Диоген Лаэртский в своей <Жизни Эпикура> (X. 33) сооб-
щает, что, по Эпикуру, про^цис, возникает как воспоминание о
том, что часто являлось извне (^vn^nv той яо^оскк; e^m9ev
(pocvevToq).

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna