Предыдущая страница Следующая страница

Существенная характеристика атомов - их движение. Атомы
вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех быстротой. В
этом их движении некоторые атомы находятся на большой дистан-

11 в. ф А^ус                                                                  321

ции один от другого, другие же сплетаются друг с другом и
принимают дрожательное, колеблющееся движение, <если они спле-
тением бывают приведены в наклонное положение или если покры-
ваются теми, которые имеют способность к сплетению> [33. 43].

Что касается характера самого движения, то оно отличается, по
Эпикуру, от движения атомов у Демокрита. Физика Демокрита
строго детерминистическая, возможность случая в ней отрицается.
<Люди,-говорит Демокрит,-измыслили идол случая>, чтобы
прикрыть им свою беспомощность в рассуждениях (фрагм. 119).
Напротив, физика Эпикура должна, по его убеждению, обосновать
возможность свободы воли и вменения людям их поступков. <В самом
деле, -рассуждал Эпикур, -лучше было бы следовать мифу о
богах, чем быть рабом судьбы физиков: миф [по крайней мере] дает
намек на надежду умилостивления богов посредством почитания
их, а судьба заключает в себе неумолимость> [33. 134].

Провозгласив в этике принцип свободного, не подчиненного
року, или необходимости, определения воли, Эпикур создает в
физике обосновывающее этот принцип учение о свободном откло-
нении атома от происходящего в силу необходимости прямолиней-
ного движения. Принадлежность Эпикуру учения о спонтанном
отклонении атомов засвидетельствована около 100 г. н. э. доксог-
рафом Аэтием [см. 51. С. 311] и, спустя столетие, Диогеном из
Эноанд.

Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объясне-
ния столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись
от своих прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение
их, ни столкновение образованных из них вещей. Для самооткло-
нения не существует никаких внешних причин, никакой необходи-
мости, оно происходит в атомах совершенно спонтанно. Это тот
минимум свободы, который необходимо предположить в элементах
микромира - в атомах, чтобы объяснить ее возможность в макро-
мире -в человеке.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna