Предыдущая страница Следующая страница

В области практической философии, или в этике, учение о
спонтанном отклонении атомов теоретически обосновывало учение
о свободе воли. В области физики это учение обосновывало понятие
об атоме как о первопричине: в качестве таковой атом не нуждается
в каком-либо другом начале.

Следуя этим принципам атомистической физики, Эпикур стро-
ит картину мира, или космологию. Вселенная не имеет границ ни
по числу населяющих ее тел, ни по пустоте, в которой они пребы-
вают и движутся [см. 33. 41-42]. Число миров, образующихся во
вселенной, безгранично, так как <атомы, из которых может обра-
зоваться мир и которыми он может быть сделан [создан], не
истрачены [не израсходованы] ни на единый мир, ни на ограни-
ченное число миров, -как тех, которые таковы [как наш], так и
тех, которые отличны от них> [там же. 33].

Все миры и все сложные тела в них выделились из материальных
масс, и все со временем разлагается с различной скоростью [там

же. 73]. Не исключение здесь и душа. Она также есть тело, состоящее
из тонких частиц, рассеянных по всему нашему телу, и <очень
похожа на ветер> [там же. 63]. Когда разлагается тело, с ним вместе
разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое
существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя
мыслить, кроме пустоты, пустота же <не может ни действовать, ни
испытывать действие, но только доставляет через себя движение
[возможность движения] телам. Поэтому, - заключает Эпикур, -
говорящие, что душа бестелесна, говорят вздор> [там же. 67]. Во
всех астрономических и метеорологических вопросах Эпикур - не
меньше, чем в учении о знании, - решающее значение придавал
чувственным восприятиям. <Ибо исследовать природу, - разъяснял
он, - не должно на основании пустых [не доказанных] предполо-
жений [утверждений] и [произвольных] законоположений, но дол-
жно исследовать ее так, как взывают к этому [требуют] видимые
явления> [33.86].

Настолько велико у Эпикура доверие к непосредственным чув-
ственным впечатлениям, что вразрез, например, с мнением Демок-
рита, который, опираясь на обработку прямых наблюдений, считал
Солнце огромным по своим размерам, Эпикур заключал о величине
небесных тел на основе не научных умозаключений, а чувственных
восприятий. Так, он писал Пифоклу: <А величина Солнца, Луны и
остальных светил, с нашей точки зрения, такая, какою кажется: а
сама по себе она или немногим больше видимой, или немногим
меньше, или такая же> [33. 91]. Надежным средством избежать
фантастических измышлений при изучении природных явлений
Эпикур считал метод аналогий, основанных на учете данных и
явлений чувственного восприятия. Такие вероятные аналогии, ду-
мал он, могут обеспечивать безмятежность души в большей мере,
чем привлечение противоборствующих и исключающих друг друга
теорий.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna