Главная страница Следующая страница

IX. ГРЕЧЕСКИЙ СТОИЦИЗМ

Противоборство между стоицизмом и эпикуреизмом состояло в
том, что эпикуреизм основывался на материалистическом атомизме
Демокрита, а стоицизм возвратился к материалистическому учению
Гераклита, усилив в нем черты материалистического гилозоизма.
Одновременно стоицизм обрабатывает в духе натурализма гносео-
логические основы кинической этики, связав ее с этическими
учениями Полемона. Тем самым материализм стоиков сблизился с
пантеизмом. После смерти основателя стоической школы Зенона из
Катиона (336-264) щколой руководил - в строго ортодоксальном
духе его учения - Клеанф (264-232), а затем Аристон из Хиоса,
под руководством которого в школе вновь усилился элемент кини-
ческой этики. При нем стоицизму пришлось отражать нападки
Аркесилая, который ввел в это время идеи скептицизма в Академию

и оказал влияние на Стою. Влияние стоицизма сильно возросло
при Хрисиппе из Сол в Киликии, руководителе школы в 232-204
гг. до н.э. При нем стоицизм одерживает победу над скептиками из
Академии, наносит удары, направленные против догматической
гносеологии. Успеху Хрисиппа в полемике особенно содействовали
искусно практиковавшиеся им логические методы, в том числе
методы точного определения понятий. В формах, выработанных
Хрисиппом, стоицизм во II в. до н.э. проникает в Рим. В импера-
торский период истории Рима в развитии стоицизма выделилось
популярное направление, виднейшими деятелями которого стали в
1 в. писатель и драматург Люций Анней Сенека, а во II в. - Эпиктет
и император Марк Аврелий. Другой направление - ученое и ком-
ментаторское - вернулось к строго ортодоксальному учению Хри-
сиппа. Из него вышли Корнут и Гиерокл.

Физика стоиков возникла из сочетания физики Аристотеля, в
частности учения о форме и материи, с некоторыми чертами учения
Гераклита. У Аристотеля связь и соотносительность формы и
материи прекращалась у границы, отделяющей мировой шар от

<неподвижного перводвигателя>, или от бога, который уже не есть
единство материй и формы, а только форма без материи, или чистая
действительность, мышление о мышлении. Напротив, у стоиков
мир целиком есть единое тело. Но это тело - живое и расчлененное,
насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием
(<пневмой>). Учение это не было вполне последовательным мате-
риализмом, в него вторгались элементы идеализма и религии, в
дальнейшем развитии все усиливавшиеся. Единый мир одновре-
менно был и телесным и наделялся божественными свойствами,
отождествлялся с богом. Учение о строжайшей необходимости, по
которой все происходит в мире, сочеталось с учением о совершен-
стве и целесообразности мира, в котором все его части, все тела и
все существа зависят от целого, определяются целым и совершен-
ством этого целого.

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna