Предыдущая страница Следующая страница

Стоицизм возник, как и скептицизм и эпику-
реизм, в эпоху, когда главной частью и главное
задачей философии становится не теоретическое исследование, не
учение о бытии, не космология, не учение о познании, а исследо-
вание вопросов этики. Высшей целью всякого человеческого дей-
ствования и стремления стоики считают счастье. Но целью этой
еще не определяется содержание этического учения. По учению
Зенона, основателя школы, счастье и цель всех наших действований
и хотений - в <согласованной> жизни. Под такой жизнью Зенон
понимал логическую согласованность человеческих мыслей друг с
другом, а также согласованность нашего чувствования и хотения с
этими мыслями. Клеанф пытался разъяснить, что высшее благо -
это жизнь, <согласная с природой>, однако понятие блага не стало
у него от этого более ясным, так как оставалось решить, о какой
природе должна идти речь - о вселенской или о природе одного
лишь человека. Хрисипп полагал, что под природой в этом случае

необходимо понимать и вселенную, и человека, так как природа
человека та же, что и вселенной.

Закон, который правит миром и предписывает каждому отдель-
ному существу должный образ действия и поведения, есть логос.
Развитый разум человека тождествен с разумом божественным, а
согласованная с природой жизнь - в том, что человек живет со-
гласно божественному мировому закону. Высшее человеческое
счастье - жизнь, согласная с природой человека. Но истинную
свою природу человек обретает только с развитием задатков, данных
ему его природой. Только при условии этого развития человек
становится в действительности тем, чем при рождении он был
только в возможности. Поэтому истинная природа человека -
лишь идеал, к достижению которого человека направляют его
задатки. Развитие человека, достигшее совершенства, есть добро-
детель, а жизнь, согласная с природой, -добродетельная жизнь.
Счастливая жизнь - это и есть добродетельная жизнь, и человек
должен стремиться к добродетели не ради последствий, которые
ему сулит обладание добродетелью, а только ради нее самой. Чтобы
быть счастливым, достаточно одного обладания добродетелью. Доб-
родетель -искусство правильной жизни, она принадлежит к тем
искусствам, цель которых не в их произведениях и не в их резуль-
татах, а в правильности самой их действительности. Высшая цель
жизни -проявление такой деятельности. Эта конечная, или вы-
сшая, цель должна совпадать в человеке с первичным природным
его влечением. Первичное природное влечение не может заблуж-
даться и обманывать человека.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna