Предыдущая страница Следующая страница

Однако предметом первичного природного влечения не может
быть, как это думал Эпикур, удовольствие, или избегание неудо-
вольствия. Согласно учению стоицизма для всех живых существ
первичное влечение природы есть стремление к самосохранению,
или любовь к себе. Желая сохранить свои создания, природа
вложила стремление к самосохранению во все свои творения. Цель
природы - сохранить творение в состоянии, соответственном его
природе. Поэтому каждое живое существо с самого своего рождения
безотчетно ищет всего, что удовлетворяет цели самосохранения, и
избегает всего, что ей противоположно. Вопреки учению Эпикура,
удовольствие не может быть предметом первичного влечения. Удо-
вольствие есть лишь результат, сопутствующее явление, и возникает
оно лишь тогда, когда сохраняется состояние, соответствующее
природе. Первично соответствуют природе здоровье, сила, красота
тела, владение телесными и душевными силами.

Однако под стремлением к самосохранению подразумевается не
только стремление к сохранению отдельного лица, но также и
сохранение рода. Поэтому природа вложила в каждое живое суще-
ство стремление к порождению и к сохранению потомства. Стрем-
ление к самосохранению рода обнаруживается в любви к потомству.

На этой ступени развития влечений человек еще не превосходит
других живых существ. Он начинает превосходить их с развитием
у него понятий. Здесь безотчетное стремление и отклонение пре-
вращается у него в осознанное хотение. Человек познает общим
образом, посредством общих понятий, что соответствует его при-
роде и что не соответствует и по какой причине.

С этого момента в человеке начинается развитие логоса. Начи-
нает логос со службы одним природным, или животным, влечениям,
но затем открывает в себе высшую природу, которую он стремится
возвысить до совершенства. Совершенство природы состоит в
развитии системы знания, достигаемого посредством понятий, ло-
гически согласованных между собой. Согласие жизни с природой -
цель всех живых существ. И для человека высшая цель - согласие
его жизни с природой. Но для человека, достигшего зрелости,
согласие с природой переходит в согласие с разумом, становится
мудростью и добродетелью.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna