Предыдущая страница Следующая страница

Свобода от страстных хотений и страха на первых порах ведет
только к двум основным добродетелям - к умеренности и мужест-
ву. Однако эти добродетели предполагают знание о благе, о зле и
о вещах безразличных. Такое знание, в свою очередь, предполагает
рассудительность - знание о том, что следует и чего не следует
делать.

Все эти добродетели, обнимаемые добродетелью апатии, не
исчерпывают, однако, всей сферы доблести и должны быть воспол-
нены четвертой добродетелью - справедливостью. В отличие от
предыдущих справедливость - добродетель общественная. Она вы-
водит человека за пределы эгоистического стремления к самосох-
ранению и любви к себе. Стремление к самосохранению
расширяется и переносится с животной природы человека на
человека как существо разумное и духовное. Расширение это про-
рывает тесные пределы эгоизма и ведет человека к общественному
образу мыслей. По самой своей сути логос, развивающийся в душе
человека, - начало всеобщее, а не только индивидуальное. Логос
правит в целом космосе, указывает, что должно быть и чего быть
не должно. Его правление дает императив не только для космоса,
но и для отдельной человеческой души. Для нее он - живая сила,
способная осуществлять свои требования к действительности. Он

относится как закон не только к отдельному человеку, но и ко всему
космосу.

Человек, в котором Логос действует как живая сила, осуществ-
ляет истинно разумное и истинно доброе не только в себе самом,
внутри своей личности, но также и во всей сфере внешней деятель-
ности. Мудрец -царь и судья, он дает силу этому закону в своем
царстве. Возможность этого дается добродетелью справедливости,
а сама эта добродетель - наука и искусство уделять каждому имен-
но то, что соответствует его ценности. Так происходит в человеке
то, что его эгоистическая точка зрения - точка зрения животного
существа - возвышается и развивается до степени Логоса. Для
мудрого и добродетельного исчезает противоположность между
интересом личным и общественным. Мудрец не только ставит благо
общины выше собственного, но в случае необходимости приносит
ему в жертву собственную жизнь. Именно благодаря такому пове-
дению он содействует правильно понятому собственному интересу,
охраняет свою истинную и высшую природу.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna