Предыдущая страница Следующая страница

Чувственное представление есть изменение, или модификация,
произведенная в душе предметом; доходя до сознания, это измене-
ние заставляет сознавать и самый предмет. Согласно Зенону и
Клеанфу, предмет отпечатлевается в душе; согласно Хрисиппу,
душа <модифицируется> предметом. Истинным чувственное пред-
ставление бывает тогда, когда предмет отражается в нем так, как
он есть, со всеми данными в природе своими свойствами. Наряду
с истинными, существуют и ложные, обманчивые чувственные
представления. Нельзя признать безошибочными, как признавали
Эпикур и его последователи, все без исключения чувственные
представления, например сны и галлюцинации.

Но в таком случае встает вопрос: по какому критерию можем
мы отличать истинные представления от ложных? Существует ли
критерий, посредством которого было бы возможно отличить чув-
ственное представление, точно отражающее предмет, от представ-
ления, неспособного к такому отражению? Такой критерий,
утверждают стоики, существует. Чтобы избежать согласия с чувст-
венными представлениями, неспособными к верному отражению
предмета, человеку необходимо убедиться: 1) в здравом ли состоя-
нии его ум; 2) в здравом ли состоянии орган чувств, обусловлива-
ющий восприятие предмета; 3) соответствует ли восприятию
пространственное удаление предмета и положение, занимаемое

12*                                                                       339

предметом относительно органа чувств; 4) достаточное ли время
длился процесс восприятия; 5) было ли само воспринимание на-
столько тщательно, что могли быть восприняты все качества пред-
мета; 6) не нарушает ли нормальных условий восприятия среда,
находящаяся между предметом и органом чувств; 7) подтверждается
ли первое впечатление повторными восприятиями - своими или
чужими. Если всесторонняя проверка по всем названным пунктам
приведет к выводу, что восприятие адекватно отражает свой пред-
мет, то такое представление называется <схватывающим>, или
<каталептическим>. Такое - <каталептическое> - представление
(костоЛгщ/к;) и есть критерий познания. Проверка каждого отдельного
представления производится только умом, однако точки зрения, из
которых самый ум исходит в своем решении, черпаются им только
из свойств представления. Таким образом, и в этом смысле крите-
рием является представление. Если ум соглашается с действительно
каталептическим представлением, то возникает адекватное сужде-
ние восприятия - <каталепсис>. Так как согласие ума в разъяснен-
ном только что смысле находится в нашей власти, то такой акт
суждения является актом свободной воли. Люди ошибаются, согласно
учению стоиков, не потому, что их с необходимостью влекут к этому
внешние причины; люди сами должны нести ответ за собственные
ошибки. От нас не зависит только то, какие к нам поступают
представления, но то, каким образом мы отнесемся к ним, зависит
целиком от нас самих, находится только в нашей власти. Причина
недостоверного или ошибочного мнения - чересчур поспешное
согласие с недосказанным представлением. Каталептическое пред-
ставление само собой обусловливает наше согласие с ним, устраняет
и побеждает всякое колебание. Именно поэтому оно и становится
критерием истинности.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna