Предыдущая страница Следующая страница

Ум человека, только родившегося на свет, подобен таблице, на
которой еще нет никаких записей. Чувственное восприятие запол-
няет ее мало-помалу записями многих однородных восприятий.
Копии этих восприятий удерживаются памятью, и в результате
возникает эмпирическое понятие. Существует два вида эмпирических
понятий: 1) естественное, природное, возникающее необходимо на
основании опыта у всех людей непроизвольно, одинаковым обра-
зом, и 2) понятие, возникающее в итоге мышления, сознательно
направленного к его образованию. Иногда Хрисипп называет их,
так же как <каталептические> представления, <критериями>. По
достижении ребенком семилетнего возраста из <естественных> по-
нятий возникает <логос>, или <разум>. Чувственное качество от-
дельного предмета реально принадлежит этому предмету; напротив,
понятию об этом качестве ничто не соответствует в самой реально-
сти. Наглядные представления, доставляемые чувственными восп-
риятиями, наш ум способен преобразовывать различным способом:
уменьшать их или увеличивать, сочетать в единство несколько
представлений, полученных из чувственного опыта. Так могут

1Г^

возникнуть образы великана, карлика, кентавра. Ум может также
исключить в воображении некоторые части представления, заме-
нить их другими, изменить порядок образующих частей и т.п.
Образование родовых понятий основывается, согласно учению сто-
иков, на той же способности ума к свободной переработке чувст-
венных впечатлений. Однако родовые понятия - не произвольные,
а необходимые образования, только благодаря им возникают речь
и мышление. Наш опыт представляет собой не хаос, а порядок или
строй потому, что каждое родовое понятие вносит этот порядок в
бесконечное, само по себе необозримое множество отдельных
случаев. Именно потому область опыта становится обозримой,
доступной пониманию, а наш ум из представлений восприятия,
отражающих только отдельные представления, создает общие суж-
дения, имеющие значение для всей необъятной области опыта,
иначе - делает постижимым для нас самый опыт. Эту способность
ума к образованию общих логических представлений стоики назва-
ли <логосом>. В этом учении логос рассматривается и как орган
речи и как орган мышления. Логос отличает человека от животных,
которые лишены разума. Человек обладает разумом наравне с
божеством, а его <логос> одинаков с божественным разумом, кото-
рый действует во всем мире и формирует материю согласно своим
мыслям. Так объясняют стоики способность человеческого ума
воспроизводить в себе мысли вселенского разума. Таким образом,
ум делает реальность и мыслимой для себя, и выразимой средствами
языка. В отличие от божественного разума человеческий не совер-
шенен: он может ошибаться. Но мир умственных предметов, т.е.
предметов, существующих только в человеческом мышлении, имеет
значение, поскольку согласуется с разумом, который господствует
в мире. Поэтому мир умственных предметов распадается на область
истины и область заблуждения. Согласно учению стоиков, <истин-
ное> и <ложное> - не признаки психических актов представления
и суждения и даже не признаки материальных модификаций души,
а признаки умопостигаемых предметов, соответствующих представ-
лениям и суждениям.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna