|
||
---|---|---|
|
||
"Днесь благоверни людие светло (Тропарь праздника)
царствование Льва VI Философа (886 – 911 гг.) в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-ый день октября во Влахернском храме г. Константинополя, во время всенощного воскресного пения видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом пророками, Апостолами и Ангелами, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором (покровом). Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», - отвечал ему Епифаний. Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем
Константинополе. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились
радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но Греческая Церковь такого праздника не знает.
из Слова на Покров Пресвятыя Богородицы |
||
окровъ Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю) праздникъ православной церкви. Установленъ въ память событiя, бывшаго въ Константинопол въ 2-ой половин Х века. Въ честь Покрова Пресв. Богородицы существуетъ акаистъ; богослуженiю въ этотъ день присвоено особое величанiе.
Полный Православный Богословский Икона Покрова Богоматери яркое свидетельство всемирного единства. В верхней части иконы мы видим изображение Покрова Пресвятой Богородицы, поддерживаемое ангелами. Под ним изображены Святые. На первом плане Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. Справа от амвона Андрей Юродивый и Епифаний. Происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми – точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собой одухотворенный покров Богоматери, освященный многочисленными изнутри горящими глазами, которые светятся, словно огненные точки. К Ней же симметрично устремлено со всех концов движение человеческих очей. Эта одухотворенная радуга вокруг Царицы Небесной, объединенная исходящим от Нее светом, воссоединяет мироздание в единой песне любви, красоты и добра. |
||
|
||
лово
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величание праздника амять нынешнего праздника Покрова Матери Божией сохранена с Х века, когда в годину бедствия нашедшего на Греческое государство гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающего». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило город Константинополь с целью, стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей предполагалось предать лютой казни. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся Омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им, за верой же явилось дело, враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют :«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Державный Покров Матери Божией покрыл весь род Христианский на все времена. Православная Россия – УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобный Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и др. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров...
Псково-Печерский монастырь |
||
|
||
Полный Православный Богословский |
||
"Сказания о видении Дорофея" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков". "Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Мирожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием".
"Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."
В текстах легенд упоминались также
святые преподобные Ефросин Псковский и
Савва Крыпецкий, которые в тексте "Сказания"
не упоминаются.
Так почитали псковичи память о чудесном заступничестве Богородицы, о подвиге своих предков, так благоговейно любили свой город, что навеки запечатлели его образ на иконе, перед которой возносили свои молитвы к Богу.
В память заступничества Богородицы, оказанного Пскову в 1581 г. в 1601 г. был учрежден Крестный ход, который совершался в шестую неделю по Пасхе из Свято-Троицкого собора. Когда крестный ход заходил в ограду Покровской от Пролома церкви (войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город), навстречу выносили храмовую икону, изображающую видение Дорофея.
Прославленная псковская святыня - икона конца XVI века "Богородица Псково-Покровская", известная также как "Видение старца (кузнеца) Дорофея" или "Псковский Покров" была вывезена из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941 - 1944 гг. Но никогда не забывали о ней те, кто исследовал и восстанавливал разрушенный во время войны Псков, превращенный в руины храм Покрова и Рождества Богородицы Покровского (от Пролома) монастыря в Пскове, откуда происходит Чудотворная икона "Богородица Псково-Покровкая".
Считалось, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно о местонахождении иконы. В Мюнхене в Доме Искусства прошла выставка "Иконы XIII-XIX веков", на которой под номером 234 экспонировалась икона из анонимного частного собрания в г. Берхтесгаден. Икона имела странное название "Псков и его окрестности". Это и была "Богородица Псково-Покровская".
Во время визита Президента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немецкие власти официально заявили о возврате иконы в Россию. И вот - свершилось! 7 сентября 2001 г. она была возвращена Пскову. Событие это имеет поистине выдающееся историческое значение. Его Высокопреосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил икону "Богородица Псково-Покровская" в Псков. Икона находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Эта икона - результат глубоко прочувствованной религиозно-патриотической идеи, впервые оформленной современниками осады города. Поэтому религиозное, историческое, культурное значение ее сейчас так же велико, как и прежде. И, может быть, то, что эта необыкновенная икона вернулась в Псков именно сейчас, поможет нам, наконец, осознать непреходящую значимость богатейшей духовной и художественной культуры России, её исторической роли, её уникальных архитектурных памятников и крепостных сооружений, которые стремительно разрушаются, и не от вражеских снарядов, a oт нашего небрежения, от нашей неспособности защитить вечно прекрасное от агрессивного натиска невежества.
Может быть, теперь мы поймем, что должны
сберечь все то прекрасное, чем наши предки
гордились так сильно.
из статьи Н. Ткачевой, |
||
|
||
Великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородиц и Приснодевы Марии - трогательный символ неустанного предстательства Матери Божией за род людской - особенно любим русским народом. Этот праздник не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Праздник этот имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. В народе говорили, например, о наймах: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещенья. В праздник Покрова, обыкновенно, в русском климате появляются первые снега, оканчиваются сельские работы. Это время празднования свадеб. Отсюда, вероятно, и ведут свое начало так называемые свадебные осенние недели, которые, по церковно-народному месяцеслову, считают обыкновенно с праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
обзор подготовлен |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||