Предыдущая страница Следующая страница

И все же в целом взгляд Анаксагора на задачи знания созерца-
тельный. Предмет его созерцательного постижения - космос, ми-
ровой строй, природа, человек как существо природы.

Исходное положение его учения то же, что и у Эмпедокла.
Анаксагор стоит на почве введенного элейцами положения, соглас-
но которому истинное бытие не может ни возникать, ни погибать.
Как Эмпедокл и как элейцы, он критикует все теории генезиса,
принимающие реальность, действительность возникновения и ги-
бели. Но, по Анаксагору, возникновение и гибель - только иллю-
зия. В действительности то, что люди называют возникновением и
гибелью,-только соединение и разделение невозникающих и не-
погибающих частиц вещества. Соответствующий текст Анаксагора
цитирует Симплиций: <Анаксагор сказал: [Термины] <возникнове-
ние> и <гибель> неправильно употребляют эллины. Ибо {на самом

деле] ни одна вещь ни возникает, ни уничтожается, но [каждая]
составляется из смещения существующих вещей или выделяется из
них. Таким образом правильным было бы говорить,-поясняет
Анаксагор,- вместо <возникать> - <смешиваться> и вместо <по-
гибать> -<разделяться> [35. Т. III. С. 158-159].

Но, как и Эмпедокл, Анаксагор не просто повторяет заимство-
ванный у элейцев тезис о невозможности порождения и уничтоже-
ния бытия. Анаксагор, как и Эмпедокл, возражает против элейской
метафизики. Он доказывает и реальность множества, и реальность
движения. Однако в отличие от Эмпедокла, который допускал
существование четырех физических элементов и двух движущих
сил, Анаксагор предполагает, что число материальных элементов
бесконечно, а движущая сила только одна. Элементы Анаксагора -
не четыре стихии, или <корня>, Эмпедокла -огонь, воздух, вода,
земля. Элементы Анаксагора - бесконечные числом частицы ве-
щества. Сохранился текст самого Анаксагора, в котором эта его
мысль выражена сжато, но вполне ясно: <Вместе все вещи были,-
говорит Анаксагор,- бесконечные и по множеству и по малости>^.

О том же говорит в 3-й главе 1-й книги <Метафизики> Аристо-
тель: <Анаксагор из Клазомен... утверждает, что начала нс ограни-
чены по числу: по его словам почти все предметы... возникают и
уничтожаются именно таким путем -только через соединение и
разделение, а иначе не возникают и не уничтожаются, но пребывают
вечно> [Met. 1, 3, 984а; 4. С. 24].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna