Предыдущая страница Следующая страница

В другом сочинении (<О небе>) Аристотель подчеркивает важное
различие по вопросу о количестве материальных начал между
Анаксагором и Эмпедоклом. <Анаксагор же дает учение об элемен-
тах,-пишет Аристотель,- противоположное Эмпедоклу. А имен-
но последний говорит, что огонь и стоящие с ним в одном ряду
воздух, вода, земля -...элементы тел и что все состоит из них.
Анаксагор же [говорит] противоположное [этому]. А именно эле-
менты -подобочастные>. Элементы Анаксагора Аристотель харак-
теризовал прилагательным <подобочастные> т. е. как тела, в которых
частицы подобны и другим частицам целого и самому целому.

Разъяснение смысла термина дает Аэций: Анаксагору Клазо-
менскому, пишет Аэций, <казалось в высшей степени непонятным,
каким образом что-нибудь может возникнуть из небытия или
уничтожиться в небытие. Действительно, мы принимаем пищу
простую и однородную - хлеб и воду - и ею питается волос, жила,
артерия, мясо, мускулы, кости и остальные части [тела]. Итак, если
это происходит [таким образом], то должно согласиться с тем, что
в принимаемой [нами] пище находится все существующее и что
увеличение всего происходит за счет уже сущего. И в нашей пище
находятся частицы-производители крови, мускулов, костей и

Текст дошел в передаче Симплиция. От него же мы узнаем, что приведенная
фрааа находилась в начале 1-й книги <Физики> Анаксагора [35. Т. III. С. 153].

всего прочего. Эти частицы могут быть в ней усмотрены только
разумом. Ведь не следует все возводить к ощущению, которое нам
показывает, что хлеб и вода производят все это, но должно знать,
что в них находятся разумом созерцаемые частицы. И вот по
причине того, что части, заключающиеся в пище, подобны произ-
водимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными)
и признал их началами сущего> [51. С. 279; 35. Т. III. С. 136].

Сходным образом раскрывает смысл термина <подобочастные>
и Аристотель. <Привожу для примера,- поясняет он,- мясо, кость
и любую из вещей в этом роде; воздух же и огонь... -смеси этих
и всех прочих семян> [De caelo. 3, 302а 28]. Сам, Анаксагор называл
свои частицы не <подобочастными> и не <корнями всех вещей>, как
Эмпедокл, а <семенами>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna