Предыдущая страница Следующая страница

5. ТЕОРИЯ <ИДЕЙ>, КОСМОЛОГИЯ
И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ

Учение Платона об <идеях> не оставалось одним и тем же, но в
течение долгой жизни Платона развивалось и изменялось. Важным
этапом в развитии Платона оказалось сближение его с пифагорей-
цами. Математические и космологические учения пифагорейцев,
таких, как Архит и Филолай, несомненно, стали известны Платону
и должны были привлечь его внимание. В позднем диалоге Платона

<Тимей>, посвященном вопросам космологии, Платон прямо вкла-
дывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейца.
Согласно этому учению мир есть живое существо, имеющее форму
шара. Как живое существо, мир имеет душу. Душа -не в мире,
как его <часть>, а окружает весь мир и состоит из трех начал:
<тождественного>, <иного> и <сущности>. Начала эти-высшие
основания <предельного> и <беспредельного> бытия, т. е. бытия
идеального и материального. Они распределены согласно законам
музыкальной октавы - в кругах, увлекающих небесные светила в
их движениях. Окруженное со всех сторон мировой душой, тело
мира состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха. Элементы
эти образуют пропорциональные соединения - по законам чисел.
Круг <тождественного> образует круг неподвижных звезд, круг
<иного> -круг планет [см. Тимей. 36 В]. И звезды и планеты -
существа божественные, мировая душа одушевляет их, так же как
и остальной мир [см. там же. 37 D]. Так как элементы земли, воды,
огня и воздуха телесны, то они, как геометрические тела, ограни-
чены плоскостями. Форма земли -куб, воды -икосаэдр, огня -
пирамида, воздуха - октаэдр. Небо украшено по образцу додека-
эдра. Жизнью мировой души правят числовые отношения и гармо-

ния. Мировая душа не только живет, но и познает. В своем круговом
возвратном движении она при всяком соприкосновении с тем, что

имеет сущность, свидетельствует своим словом о том, что с чем

тождественно, что от чего отличается, а также где, когда и каким
образом всему бывающему доводится быть - по отношению к
вечно неизменному и по отношению к другому бывающему. Слово
этого свидетельства одинаково истинно - как по отношению к
<иному>, так и по отношению к <тождественному>. Когда оно
относится к чувственному, возникают твердые истинные мнения и
верования. Когда же оно относится к разумному, тогда мысль и
знание необходимо достигают совершенства. Душа человека родст-
венна душе мира: в ней - подобная гармония и подобные же
круговороты. Сначала она жила на звезде, но была заключена в
тело, которое стало для нее причиной нестройности [см. Тимей. 41
D]. Цель человеческой жизни - восстановление первоначальной
природы. Достигается эта цель изучением круговращений небес и
гармонии. Орудием для достижения этой цели служат наши чувства:
зрение, слух и т. д. К той же цели ведет и способность речи и
музыкальный голос, служащий слуху и через слух-гармонии.
Движения гармонии родственны круговращениям души. В <Тимее>
излагается фантастическое учение о вселении человеческих душ в
тела птиц и зверей. Порода животного, в которое вселяется душа,
определяется нравственным подобием человека тому или иному
виду живых существ. Достигнув очищения, душа возвращается на
свою звезду.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna