Предыдущая страница Следующая страница

Сам Платон удостоверяет это влияние в своем
пифа^р^цев    <Филебе>. <Древние,-говорит он,-кото-
рые были лучше нас и обитали ближе к богам,
передали нам сказание, что все, о чем говорится, как о вечно сущем,
состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся
воедино предел и беспредельность> [Филеб. 16 С]. Из этого строения
сущего вытекает способ его познания. А именно: <Мы всегда
должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответ-
ственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею
найдем> [там же. 16 С-D]. Затем необходимо смотреть, не суще-
ствует ли, кроме нее одной, еще двух или трех идей или какого
другого числа, и затем <с каждым из этих единств поступать таким
же образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет
взору... как количественно определенное> [там же. 16 D]. Идею же
беспредельного можно прилагать ко множеству не непосредственно
после единства, а лишь <после того, как будет охвачено взором все
его число, заключенное между беспредельным и единым...> [там же.
16 D]. Напротив, современные мудрецы непосредственно после
единства помещают беспредельное, и потому промежуточные члены
ускользают от них.

б*                                                                        163

Здесь Платон говорит о пифагорейцах как о родоначальниках
метода <диалектики> в смысле искусства различать роды, виды и
устанавливать их субординацию. Действия над понятиями связаны
у пифагорейцев с их учением о числах. Все познаваемое, согласно
их взгляду, имеет число и без числа не может быть ни мыслимым,
ни познаваемым. Число, в свою очередь, делится на два рода: род
четных и род нечетных чисел. Кроме них, существует смешанный
род - число четно-нечетное. Каждый из этих родов делится на
виды, а эти виды - также на принадлежащие им виды.

Близость свою к пифагорейцам Платон отмечает и в <Полити-
ке>, но тут же он и осуждает пифагорейцев за то, что они не умеют
правильно применять найденную ими истину. По Платону, пифа-
горейцы не умеют исследовать вещи, методически разделяя их на
роды. Они сводят в единство различные <вещи> (например, измере-
ние количеством и оценку сообразно с целью), или разделяют вещи
не на их действительные части. Но истинный метод, по Платону,
предполагает умение сочетать двоякое: при усмотрении родового
сходства не упускать из виду видовые различия, а при рассмотрении
видовых различий неустанно вести исследование до того, когда они
будут включены в пределы своего рода.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna