Предыдущая страница Следующая страница

<Идеи> Платона и <числа> пифагорейцев - прообразы законо-
мерности, по которой все свершается в мире, а также прообразы
воплощенных в вещах типов. Но в отличие от пифагорейцев, у
Платона не <число>, а <идея> -единое в многообразии, одновре-
менно причина и цель, сообщающая многому общий характер.
<Идея>, а не <число> - причина порядка, связь вечно постоянного
мирового строя. <Числа> -как бы понятийный посредник между
<идеями> и вещами.

Всеопределяющая роль чисел, согласно учению пифагорейцев,
так велика, что сами вещи для них - только <подражания числам>.
Всеопределяющая роль <идей>, по Платону, так велика, что вещи
он объявил <подражаниями идеям>.

В поздний период своего развития Платон пришел к тому, что
отождествил свои <идеи> с <числами> пифагорейцев. Сведя все
существующее к <числам>, пифагорейцы выделили в сущем предел
и беспредельное как его основные и всеопределяющие противопо-
ложности. <Предел> они характеризовали как начало доброе, муж-
ское, разумное и неподвижное, <беспредельное>-как начало
дурное, женское, неразумное и подвижное.

В сходном воззрении Платон исходит из мысли, будто вселенная
изначально образована необходимостью, которая подчинилась ра-
зумному убеждению [см. Тимей. 48 А и 28 А]. Поэтому Платон
говорит отдельно о причинах двоякого рода: о тех, которые совме-
стно с умом создают прекрасное и доброе, и о тех, которые, будучи
лишены ума, производят всякий раз без порядка что придется. Что
касается необходимости, то в плане учения о мире [там же. 46 Е]
Платон сближает ее с пространством и называет ее, как и простран-

ство, <кормилицей происхождения>: необходимость, поясняет он,

<есть вид блуждающей причины, без порядка двигающаяся и со-
трясаемая, подкладка и приемница происхождения, как бы его
кормилица, вечно сущий род пространства... доставляющий седа-
лище всему, что имеет происхождение, но сам постигаемый без
посредства чувств каким-то незаконнорожденным рассуждением и
едва вероятный> [там же. 52 Е, 49 А, 52 А-В]. Роль, которую у
пифагорейцев беспредельное играет относительно разнообразия
существующих вещей, в философии Платона играет относительно
них <кормилица происхождения>. Многообразие вещей - резуль-
тат ограничения и определения пустого пространства. Элементы
физического мира -огонь, вода, воздух -представляют каждый
в отдельности пустое пространство, ограниченное плоскостями,
состоящими из треугольников. Из смешанных между собой видов
треугольников возникли беспредельная пестрота и беспредельное
множество вещей природы.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna