Предыдущая страница Следующая страница

Первое из них состоит в устранении из жизни <рабочих> главного
источника порчи - богатства и бедности. Богатые ремесленники
перестают радеть о своем деле, бедные сами не в состоянии, из-за
отсутствия орудий, хорошо работать и не могут хорошо обучать
работе своих учеников [см. Госуд. IV, 421 D-Е].

Второе условие состоит в ограничении функций <рабочего>
одним-единственным видом труда. Это тот его вид, к которому он
наиболее способен по своим природным задаткам и который не

определяется им самим, а указывается и предписывается ему пра-
вителями государства.

Третье условие - совершенное повиновение. Оно обусловлено
всем строем убеждения <рабочего> и прямо следует из основной для
него доблести - <сдерживающей меры>.

К самому труду, как таковому, отношение Платона не только
безразличное, но даже пренебрежительное. Неизбежность произво-
дительного труда для благосостояния общества в целом не делает,
в глазах Платона, этот труд привлекательным или почитаемым. На
душу он действует принижающим образом. В конце концов, про-
изводительный труд - удел тех, у кого способности скудны и для
кого нет лучшего выбора. В третьей книге <Государства> есть место,
где Платон помещает кузнецов, ремесленников, перевозчиков на
весельных судах и их начальников рядом с <худыми людьми> -
пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя [см. Госуд.
Ill,396 А-В]. Всем таким людям, по Платону, не только не следует
подражать, но и внимание обращать на них не следует [см. там же.
396 В].

Пренебрегая этими важнейшими чертами утопии Платона,
Пёльман доходит до абсурдного утверждения, будто Платон стре-
мился распространить принципы коммунистического устроения
также на производительный - низший - класс своего государст-
ва. Из того, что правители руководят всем в государстве и направ-
ляют все на благо целого, Пёльман делает ничем не обоснованный
вывод, будто деятельность правителей распространяется и на весь
трудовой распорядок общества. Но это совершенно не так.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna