Предыдущая страница Следующая страница

Перечисление четырех причин Аристотель развивает во 2-й
главе 5-й книги <Метафизики> (1013а 24-1013в 3). <Причина в
одном смысле, - говорит Аристотель, - обозначает входящий в
состав вещи материал, из которого вещь возникает, - каковы,
например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более
общие роды. В другом смысле так называется форма и образец,
иначе говоря - понятие сути бытия и более общие роды этого
понятия (например, для октавы - отношение двух к одному и
вообще число), а также части, входящие в состав такого понятия.
Далее, причина, - это источник, откуда берет первое свое начало
изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет,
является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что
делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет -
причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в
смысле цели; а цель, это-то, ради чего,-например, цель
гулянья -здоровье. В самом деле, почему [человек] гуляет, гово-
рим мы? Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что
указали причину> [4. С. 79].

Установив, таким образом, существование четырех, причин всего
совершающегося, Аристотель ставит вопрос, какие из них основные
и несводимые и какие могут быть сведены одни к другим.

Анализ вопроса приводит Аристотеля к выводу, что из всех
четырех причин существуют две основные, к которым сводятся все
прочие. Эти основные и уже ни к чему далее не сводимые
причины - <форма> и <материя>.

Так, целевая причина сводится к формальной причине, или к

<форме>. И действительно. Всякий процесс есть процесс, движу-
щийся к некоторой цели. Однако если рассматривать не те пред-
меты, которые возникают в результате сознательной целевой
деятельности человека, а предметы, которые возникают независимо
от этой деятельности как естественные предметы природы, то для

этих предметов цель, к которой они стремятся, есть не что иное,
как действительность, существующая в них как возможность. Так,
можно рассматривать рождение человека как осуществление поня-
тия о человеке. Это понятие коренится в качестве возможности в
<материи>, или в веществе, из которого состоит человек.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna