Предыдущая страница Следующая страница

Сведение <целевой> причины к <форме>, или к осуществленной
действительности, возможно для Аристотеля потому, что его учение
о <цели>, или <телеология>, есть телеология не только естественная,
осуществляющаяся в процессах самой природы независимо от
человека, но, кроме того, телеология объективная. В этом новое
понятие о телеологии, достигнутое Аристотелем в сравнении с его
предшественниками: Сократом и Платоном. У Сократа (каким его,
по крайней мере, изображает Платон) был замысел объективной
телеологии, поскольку он рассматривал мир как целесообразное
образование. Этим объясняется его полемика с Анаксагором. Од-
нако в реализации этого замысла Сократ сходит с пути объективной
телеологии и во множестве частных исследований рассматривает
исключительно субъективную телеологию: целесообразную деятель-
ность ремесленников и художников. Более того. Согласно представ-
лениям Сократа, окружающие человека предметы имеют ту или
иную природу только потому, что, обладая этой природой, они могут
быть полезны человеку. У Платона еще яснее, чем у Сократа,
выступает замысел объективной телеологии, но и Платон, как
Сократ, сбивается на путь субъективного толкования целесообраз-
ности. Только у Аристотеля впервые телеология становится после-
довательно объективной. По Аристотелю, способность предметов
быть полезными (или вредными) для человека по отношению к
самим этим предметам есть нечто случайное и внешнее. Предметы
обладают не данной или предписанной им извне целью, а сами, в
самих себе, объективно имеют цель. Состоит она в реализации, или
в осуществлении, <формы>, понятия, таящегося в них самих. Но
это и значит, что <цель> сводима к <форме> - к действительности
того, что дано как возможность в <материи> предметов.

Так же сводима к <формальной> причине, или к <форме>, и
движущая причина (<начало изменения>). И этой причиной пред-
полагается понятие о предмете, ставшее действительностью, или
<форма>. Так, архитектор может быть назван действующей причи-
ной дома. Однако так назван он может быть лишь при условии,
если он строит дом согласно плану, или проекту, который как
понятие существует в его мысли до возникновения реального дома.
Выходит, что и причина движения и изменения -не основная и
не несводимая: она также сводима к <форме>, ибо понятие о
предмете, осуществленное в веществе (<материи>), и есть форма.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna