Предыдущая страница Следующая страница

В этом своем утверждении Аристотель - родоначальник тезиса, принятого
впоследствии схоластиками, а в XVII в. эмпириками: nihil est in intellectu quod поп
prius ftierit in sensu.

временно отсутствуют зрительные ощущения, никак не следует,
будто свойства, воспринимаемые людьми посредством зрения, от-
сутствуют в самом предмете. Однако в момент, когда к человеку
вернется способность зрения, то, что он увидит, будет уже необхо-
димо относиться к области видимого. Начиная с этого момента уже
нет смысла спрашивать, что чему предшествует: видимое или

ощущение видения, они оба, начиная с этого момента, одновремен-
ны, соотносительны.

И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно
подобно отношению меры к измеримому или измеренному. По-
скольку познание направляется во времени к постижению своего
предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит
от своего предмета. В этом смысле соотношение между ними
однозначно, необратимо.

Но если знание рассматривается как уже возникшее, как уже
осуществляющееся, как уже отнесенное к своему предмету, то
предмет и знание о нем составляют нераздельное целое. Правда, в
этом целом можно посредством абстракции выделить оба его эле-
мента - предмет знания и знание предмета, но все же единство
обоих не теряет от этого своей реальности [О душе. Ill, 6, 430а 4 и
ел. и во многих других местах]. Предмет, рассматриваемый сам по
себе, есть только возможный предмет знания. Если бы он остался
только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только
у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента
разом и предмет знания, и знание предмета становятся действи-
тельностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель
заключает, что знание есть род обладания [см. 12. VI, 3, 1139в 31 и
ел.], т. е. способ бытия специфического рода.

Основные черты научного знания. Как специфический род бытия
знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти
черты: 1 ) доказательность - всеобщность и необходимость; 2) способ-
ность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna