Предыдущая страница Следующая страница

Поэтому опыт, как его понимает Аристотель, есть всего лишь
неизбежный путь для ознакомления с посылками знания, но сам
по себе еще не есть последнее основание для принятия высших
посылок. Усмотрение таких, последних или высших, принципов
может быть, по Аристотелю, достигнуто только с помощью непос-
редственного усмотрения ума, умозрительного созерцания, или, как
это назвали впоследствии, в XVIII в., посредством <интеллектуаль-
ной интуиции>.

Для чего же необходим опыт, если он не может дать доказатель-
ства высших принципов? Он необходим не для их доказательства,
а для того, чтобы ум имел повод осознать эти принципы. Дело в
том, что, по Аристотелю, общие и высшие начала, или принципы
знания, не врожденны человеческому уму: они находятся в нем
лишь как возможность быть приобретенными. Чтобы эта возмож-
ность стала действительностью, необходимо собрать факты, поста-
вить их в поле зрения мысли, необходимо побуждение, которое

заставило бы вглядеться в них и возбудило бы в уме акт интеллек-
туального созерцания этих фактов. Безусловная уверенность в том,
что известный предикат принадлежит известному субъекту, не
может быть оправдана опытом: ее может дать только интеллекту-
альное созерцание связей, полученных из опыта.

Поэтому научное знание предполагает как опыт, так и умозрение.
Это видно, по Аристотелю, из анализа определения. Определение -
цель науки; посредством него наука стремится исчерпать все, что
относится к сущности познаваемого. Но определение не может быть
получено ни только посредством дедукции, ни только посредством
индукции.

Одна лишь индукция не может дать определения, так как
посредством опыта познаются не только существенные, но и слу-
чайные черты, но задача определения - только черты существен-
ные. Если бы определение возникало на основе одного только
опыта, не было бы никакой гарантии в том, что оно -подлинное
определение.

Но и дедукция, сама по себе взятая, недостаточна для опреде-
ления. Дедуктивным путем добытое определение должно предста-
вить все существенное. Задача эта достижима только через
соединение дедукции с опытом. Каждое отдельное свойство при-
обретается посредством наблюдения. Но усмотрение существенности
свойства, добытого наблюдением, достигается посредством силло-
гизма.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna