Предыдущая страница Следующая страница

Хотя таблица категорий открывается категорией <сущность>,
при первом своем появлении эта категория еще не наполнена всем
своим понятийным содержанием, которое она приобретет с разви-
тием всей системы категорий. В своем первоначальном смысле
сущность есть предмет, способный иметь самостоятельное бытие,
не нуждающееся для своего существования в существовании дру-
гого, всегда частное, единичное, например: этот единичный чело-
век. Особенность <сущности> в том, что она может внутри себя
самой совмещать противоположные друг другу свойства, но вне себя
не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. Так,
единичный человек может быть вместе и добрым и отчасти злым,
но отдельный человек, вне себя самого, не имеет ничего, что было
бы противоположно ему как отдельному человеку.

Субстанция, или единичное бытие, может выступать в суждении
только как мысль о его предмете, только как субъект этого суждения.
Предикат может высказывать нечто о таком субъекте, но сам субъект
как понятие о единичном бытии ни о чем высказываться не может.
Субстанции в этом, первом смысле Аристотель называет <первыми
сущностями>. Первая сущность есть <вот это нечто>, вещь, еще не
определенная для знания в своих признаках, но вполне индивиду-
альная в себе самой.

Но развитие знания о предмете приводит к возникновению
понятия о предмете: для знания предмет открывается как обладаю-
щий некоторыми определениями. Понятия о таких не указываемых
только, но уже раскрывшихся для знания предметах Аристотель
называет <вторыми сущностями>.

Первичная сущность, или субстанция, есть не что иное, как
указание средствами языка на отдельно существующий предмет.
<Сущностью, о которой бывает... речь главным образом, прежде
всего и чаще всего является такая, которая не сказывается ни о
каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдель-
ная лошадь> [3. V, 2а].

Вторыми, или вторичными, сущностями Аристотель называет
уже не указанные посредством знаков или имен отдельные предме-
ты, а понятия, которые по отношению к этим предметам являются
или видовыми понятиями о них, или родовыми: <...вторичными
сущностями называются те, в которых, как видах, заключаются
сущности, называемые [так] в первую очередь...>, то есть первичные

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna