Предыдущая страница Следующая страница

Развивая спор со стоиками, Филодем доказывал, что в основе
всякого вывода лежит метод умозаключений по сходству и что

самый вывод возможен только при отсутствии фактов, противоре-
чащих фактам и наблюдениям, на которые опирается индукция.

Для Филодема характерна та убежденность и сознательность, с
какой он свою полемику против стоиков связывает с борьбой двух
мировоззрений: материалистического и идеалистического.

Высшим, талантливейшим и наиболее ориги-
Лукреций Кар    нальным философским произведением рим-
ского материалистического эпикуреизма
оказалась всемирно знаменитая философская поэма Лукреция Кара
(начало 1 -середина 1 в. до н.э.) <О природе вещей>. Уроженец
Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества
время. Крупнейшими из современных ему событий были: кровавая
диктатура вождя реакционной римской знати Люция Корнелия
Суллы; борьба Суллы с Марием; разгром класса всадников; восста-
ние римских рабов, возглавленное Спартаком (73-71), и его тра-
гическое поражение; новое усиление торгово-ростовщических
групп; усиление политики внешних завоеваний; политическое вы-
движение и возвышение Помпея, Красса и Юлия Цезаря; восстание
Катилины, охватившее не только последователей Суллы, но и круги
разоренного крестьянства; триумвират Цезаря, Помпея и Красса.

Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях
сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: основной
антагонизм между рабами и свободными; противоречие между
мелкими крестьянами и крупными и крупнейшими землевладель-
цами; наконец, противоречие внутри класса рабовладельцев -
борьба нобилитета (старой родовой знати) с торгово-ростовщиче-
ской группировкой.

. В эту эпоху беспощадной классовой борьбы, гражданских войн,
восстаний, проскрипций и казней в Риме вырос и возмужал огром-
ный поэтический и философский талант Лукреция.

Поэма Лукреция одновременно и принадлежит традиции и
оригинальна; она - и произведение философской (и научной)
мысли и в то же время творение мощного и самобытного поэтиче-
ского дарования. Лукреций не только мыслит о явлениях и о
причинах явлений природы как подлинный философ, но и видит
их глазами поэта. Его воображение и ум питаются не только
аргументами Эпикура, Эмпедокла, но и образами фантазии Гомера
и Энния.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna