Предыдущая страница Следующая страница

Лукреций - римский пропагандист и самобытный толкователь
атомистического материализма и этического учения Эпикура. Он
ищет философию, которая могла бы обеспечить человеку трудно
доступную ему в современных римских условиях безмятежность и
невозмутимость существования. Величайшие, согласно Лукрецию,
враги человеческого счастья - страх перед преисподней (адом),
страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в
события и течение человеческой жизни. В борьбе с этими врагами
человечества Лукреций видит задачу своей поэмы.

Все эти страхи, однако, одолимы. И страх смерти, и боязнь богов
властвуют над человеком только до тех пор, пока человек не знает
своего положения в мире, своего истинного отношения к богам и
своей истинной природы. Все эти страхи могут и должны быть
побеждены просвещением, знанием, философией. Философия дол-
жна показать, что ни вмешательство богов в человеческую жизнь,
ни загробное существование невозможны.

Но каким образом может философия доказать ложность этих
верований? В ответе на этот вопрос обнаруживается сложность
учения Лукреция. Лукреций разъясняет, что условием освобожде-
ния человека от гнетущих его страхов может быть только истинное
познание природы, человек должен знать, как устроен и как возник
мир, каковы его физические элементы, из каких элементов состоит
сам человек и что делается с этими элементами после его смерти.
Этика, учение о счастье может быть только завершением и резуль-
татом физики, науки о природе.

Но, с другой стороны, знание природы, согласно Лукрецию,
интересно и важно не само по себе. Оно интересно и важно только
в меру своей способности приближать человека к безбоязненному
и безмятежному состоянию. Исследование природы интересно вов-
се не само по себе, а лишь своим результатом для души и соответ-
ственно для этики. Поэтому при обсуждении возникающих в науке
гипотез требуется только, чтобы был соблюден общий принцип
материалистического и натуралистического объяснения: все явле-
ния и все черты природы следует выводить из одних лишь естест-
венных причин, не допуская и не предполагая в ней ничего
сверхъестественного, не постулируя никаких чудес, никакого вме-
шательства высших надприродных сил и существ в события и в ход
нашей жизни.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna