|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сквозь характерную для Цицерона общую эклектическую тен- денцию явно пробивается отрицательное отношение к эпикурей- скому материализму. Как скептик, Цицерон признает проблема- тичным решение всех основных философских вопросов о бытии и познании. Зато он подробно обсуждает вопросы этики и религии. В этой области он часто недовольствуется признанием одной только вероятности, но излагает догматические решения. При этом он ссылается на учения стоиков о надежности положений, которые опираются на общее у различных народов мнение по ряду вопросов (consensus gentium). Он идет еще дальше и утверждает, будто существуют врожденные общие понятия. Они даны нам самой при- родой и непосредственно достоверны. Таковы вера в существование богов, вера в божественный промысел, или провидение, вера в бессмертие души и в свободу воли. В подробности учений богосло- вия он не вникает и по вопросу о природе души колеблется между академическим идеализмом и материализмом стоиков. В сочинениях <О государстве>, <О законах>, а .также отчасти в трактате <Об обязанностях> резко отразились политические убеж- дения Цицерона. В них Цицерон намечает, в сущности, будущую программу Августа - основателя политики, пришедшей на смену порядкам республиканской эпохи. Всюду Цицерон выдвигает и поддерживает интересы консервативной партии оптиматов. С ци- 1 3 В Ф. Асмус 369 нической откровенностью от уверяет, будто для народной массы вполне достаточна не истинная свобода, а лишь видимость свободы, что власть народных трибунов должна быть ограничена и что народная масса должна быть благодарна знати, которая управляет государством и заботится о народе. В некоторых сочинениях (<Утешение>) философия рассматри- вается как средство утешения среди бедствий, которыми обуреваема жизнь философа. ^ " Так, же как и Цицерон, Маркс Теренций " ^^""" " Варрон (116-27) -эклектик, нов большей степени ученый эрудит, чем философ. В под- робностях знакомый с греческой философией, он разделил ее на целых 288 (!) школ. Сам он полагал, будто наиболее правильное сочетание из учений этих школ создал Антиох из Аскалона. Свеоб- разие Варрона в том, что в эклектизм Антиоха он внес некоторые идеи стоика Панэция о религии, в частности различие религии философской, поэтической и государственной. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||