|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница соответственно потребности, может вступать в сношения с внешним миром. И все же связь Души с телом Плотин признавал чрезвычайно тесной: связь эта, с одной стороны, не дает возможности развиваться во всей полноте собственным задаткам Души, а с другой - разви- вает в ней деятельности и отношения, которые соответствуют особому положению Души в теле. Существует три рода деятельностей Души. Это, во-первых, деятельность, которая не только определяется связью души с телом, но в которой Душа непосредственно зависит от своего тела. Таковы низшие психические функции. Во-вторых, это деятельность, кото- рая хотя и возможна только при условии существования Души в теле, но в своих функциях не зависит от тела. В-третьих, это деятельность, которая относится к Душе независимо от связи души с телом. К первой области деятельности Души относятся низшие волне- ния и чувства, сопровождающиеся удовольствием или неудоволь- ствием; субъект этих состояний - Душа и тело вместе: телу здесь принадлежат сами движения или волнения, Душа - сознание этих волнений. Нечто подобное можно сказать и о чувственном желании: предоставленное себе, тело не ощущало бы в себе желания переме- ны, а Душа, не соединенная с телом, не испытывала бы желаний. Только связь между Душой и телом заставляет Душу сознавать некоторые состояния тела как желание; это те состояния, в которых выражается его неудовлетворенность; здесь сознание принадлежит Душе, а состояние неудовлетворенности -телу. Высшие вол- нения - гнев, храбрость, страх и пр. Плотин также относит к этому же второму виду деятельности. Сюда же, согласно его утверждению, относятся и низшие функции познавательной деятельности - чув- ства. Деятельность эта -не пассивное состояние Души, и воспри- ятие - не просто отпечаток состояний, протекающих в теле или вне тела: как психическое состояние, оно не может быть совершенно пассивным, но должно быть активным состоянием. Второй род деятельности Души хотя и обусловлен существова- нием Души в теле, но не зависит от тела. Сюда относятся высшие функции познавательной деятельности. Первое место среди них принадлежит памяти. Оригинальное учение Плотина о памяти совершенно идеалистично. Плотин, во-первых, отрицает всякое физиологическое объяснение памяти: во-вторых, он нацело отри- цает взгляд на память как хранительницу или вместилище пред- ставлений. Если бы Душа была хранительницей представлений, то чем больше было бы в ней представлений, тем больше соответст- венно хранилось бы в ней воспоминаний. Но этому противоречит хотя бы сравнение стариков с юными. Противоречит предположе- нию о Душе как о хранительнице представлений также и тот факт, |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||