|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Главная страница ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Читатель ознакомился со всеми основными древнегреческими (и древнеримскими) философскими учениями и идеями. Однако необходимо указать, что их значение и влияние вышло далеко за пределы античности. Впрочем, и в самих этих хронологических пределах возникли такие учения, которые были отличны от учений древнегреческих философов, хотя и развивались во взаимодейст- вии - порой весьма тесном - с ними. Мы имеем в виду религи- озные учения, формировавшиеся главным образом в странах Ближнего Востока и Египта, развивавшиеся и шлифовавшиеся в течение многих веков местными жрецами. В эпоху эллинистических монархий в странах Ближнего Востока происходило интенсивное взаимодействие эллинской и ближнево- сточных культур, которое еще более усилилось в условиях Римской империи. Среди монотеистических религиозных учений Ближнего Востока особую роль сыграл иудаизм, из которого и выделилось христианство. Формирование последнего в качестве официальной идеологии Римской империи в течение нескольких веков стало возможно в результате его взаимодействия с рядом основополага- ющих идей древнегреческого идеализма - платонизма (и неопла- тонизма, которые в античности не различались), стоицизма, пифагореизма, а затем и аристотелизма. Вся так называемая патри- стика - ранняя христианская философия - представляет собой тоже страницу философии (переплетающейся с религией) антично- го мира, но это особая страница, которой принято открывать историю средневековой философии. В эту эпоху в западноевропейских странах, в Византии, Арме- нии, Грузии, Болгарии, Киевской и Московской Руси названные выше идеи древнегреческих философов в контексте их христиан- ских вероучений и даже независимо от них стали основой фило- софской культуры этих стран. Но не только их. В мусульманских странах Ближнего Востока, Северной Африки и арабизированной Испании с VIII в. древнегреческая философия (<фалсафа>), главным образом платоновско-аристотелевский круг идей, составила основу арабоязычной средневековой философии, творцами которой стали представители различных народов, принявших мусульманство. И даже Калам, мусульманская схоластика, формировался во взаимо- действии с некоторьми идеями древнегреческой философии. Они же оказали существенное влияние и на некоторых еврейских фи- лософов Средневековья, исповедовавших иудаизм. Влияние и трансформация учений и идей античной философии продолжались и в Новое время. Можно сказать, что не было ни одного сколько-нибудь значительного философа XVII-XIX вв., который в той или иной мере не обращался бы к идеям Платона, Аристотеля, Демокрита и других античных философов, прямо за- имствуя их или видоизменяя в соответствии с задачами и целями собственных философских построений. Это справедливо и для ряда важнейших направлений философии XX в. - будь то философия жизни, прагматизм, феноменология, экзистенциализм и др. Таким образом, античная, в сущности древнегреческая, философия - непреходящая страница мыслительной культуры человечества. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||