Главная страница Главная страница

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Читатель ознакомился со всеми основными древнегреческими
(и древнеримскими) философскими учениями и идеями. Однако
необходимо указать, что их значение и влияние вышло далеко за
пределы античности. Впрочем, и в самих этих хронологических
пределах возникли такие учения, которые были отличны от учений
древнегреческих философов, хотя и развивались во взаимодейст-
вии - порой весьма тесном - с ними. Мы имеем в виду религи-
озные учения, формировавшиеся главным образом в странах
Ближнего Востока и Египта, развивавшиеся и шлифовавшиеся в
течение многих веков местными жрецами.

В эпоху эллинистических монархий в странах Ближнего Востока
происходило интенсивное взаимодействие эллинской и ближнево-
сточных культур, которое еще более усилилось в условиях Римской
империи. Среди монотеистических религиозных учений Ближнего
Востока особую роль сыграл иудаизм, из которого и выделилось
христианство. Формирование последнего в качестве официальной
идеологии Римской империи в течение нескольких веков стало
возможно в результате его взаимодействия с рядом основополага-
ющих идей древнегреческого идеализма - платонизма (и неопла-
тонизма, которые в античности не различались), стоицизма,
пифагореизма, а затем и аристотелизма. Вся так называемая патри-
стика - ранняя христианская философия - представляет собой
тоже страницу философии (переплетающейся с религией) антично-
го мира, но это особая страница, которой принято открывать
историю средневековой философии.

В эту эпоху в западноевропейских странах, в Византии, Арме-
нии, Грузии, Болгарии, Киевской и Московской Руси названные
выше идеи древнегреческих философов в контексте их христиан-
ских вероучений и даже независимо от них стали основой фило-
софской культуры этих стран. Но не только их. В мусульманских
странах Ближнего Востока, Северной Африки и арабизированной
Испании с VIII в. древнегреческая философия (<фалсафа>), главным
образом платоновско-аристотелевский круг идей, составила основу
арабоязычной средневековой философии, творцами которой стали
представители различных народов, принявших мусульманство. И
даже Калам, мусульманская схоластика, формировался во взаимо-
действии с некоторьми идеями древнегреческой философии. Они
же оказали существенное влияние и на некоторых еврейских фи-
лософов Средневековья, исповедовавших иудаизм.
Влияние и трансформация учений и идей античной философии
продолжались и в Новое время. Можно сказать, что не было ни
одного сколько-нибудь значительного философа XVII-XIX вв.,
который в той или иной мере не обращался бы к идеям Платона,
Аристотеля, Демокрита и других античных философов, прямо за-
имствуя их или видоизменяя в соответствии с задачами и целями
собственных философских построений. Это справедливо и для ряда
важнейших направлений философии XX в. - будь то философия
жизни, прагматизм, феноменология, экзистенциализм и др. Таким
образом, античная, в сущности древнегреческая, философия -
непреходящая страница мыслительной культуры человечества.

Главная страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna