|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Воз- никнув в конце VII-начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н. э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы при- надлежали в большинстве к различным слоям <свободных>, т. е. по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-поли- тические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировозз- рения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества. Древнегреческая философия возникла не как область специаль- ных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: матема- тических, естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части произведений древнегрече- ской философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ. Полнее сохранились сочинения круп- ных идеалистов IV в. до н.э. (Платона и Аристотеля), а также неоплатоников (Плотина, Прокла). В Средние века уцелевшая часть литературного наследства древнегреческой философии частично сохранялась, изучалась и разрабатывалась в Византии, в Армении, в странах арабской культуры и среди культурного слоя народов Средней Азии. С середины XII в. благодаря посредничеству ученых арабов и евреев, а также византийских греков становится гораздо более полным знакомство ученых Западной Европы с крупнейшим мыслителем древнегреческой философии Аристотелем, а начиная с XV в. интенсивно развивается незавершившийся и по настоящее время процесс разыскания, восстановления и изучения всего соста- ва учений и произведений древнегреческой философии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||