Предыдущая страница Следующая страница

Одним из важнейших явлений и результатов исторического
развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Воз-
никнув в конце VII-начале VI в. до н.э., древнегреческая

философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н. э.,
оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением
культурной жизни античного общества. Греческие философы при-
надлежали в большинстве к различным слоям <свободных>, т. е. по
преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-поли-
тические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды
и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих
вопросов, а особенно в разработке основ философского мировозз-
рения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над
тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Древнегреческая философия возникла не как область специаль-
ных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками
научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи
с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и
искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с
III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и
медицина, обособляются в специальные области исследования.
Однако и после этого древнегреческая философия продолжает
развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на
вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: матема-
тических, естественных и общественных. Восстановление наследия
и содержания учений древнегреческой философии представляет
исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца
античного мира утраты большей части произведений древнегрече-
ской философии и науки, в том числе почти всех произведений
материалистических школ. Полнее сохранились сочинения круп-
ных идеалистов IV в. до н.э. (Платона и Аристотеля), а также
неоплатоников (Плотина, Прокла). В Средние века уцелевшая часть
литературного наследства древнегреческой философии частично
сохранялась, изучалась и разрабатывалась в Византии, в Армении,
в странах арабской культуры и среди культурного слоя народов
Средней Азии. С середины XII в. благодаря посредничеству ученых
арабов и евреев, а также византийских греков становится гораздо
более полным знакомство ученых Западной Европы с крупнейшим
мыслителем древнегреческой философии Аристотелем, а начиная
с XV в. интенсивно развивается незавершившийся и по настоящее
время процесс разыскания, восстановления и изучения всего соста-
ва учений и произведений древнегреческой философии.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna