Предыдущая страница Главная страница

облаков, звезды потухают днем и, как угли, разгораются ночью. Все,
что рождается и растет, есть земля и вода, море - отец облаков,
ветров и рек, и люди родились из земли и воды. Ни о природе богов,
ни обо всем остальном не может быть истинного знания, а только
мнение. Поэтому дурно поступили поэты Гомер и Гесиод, ложно
приписавшие богам все человеческие пороки. Подробности учения
Ксенофана были неясны уже древним писателям, находившим в
нем противоречия.

3. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ

Выходцем с греческого Востока был также Пифагор с Самоса,
переселившийся при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н.э.) в Южную
Италию, где он основал в городе Кротоне религиозную общину
(союз пифагорейцев). В VI в. в Греции усиливается религиозное
движение, обусловленное ломкой архаических устоев и пробужде-
нием к деятельности более широкого круга свободного населения.
Возникают мистические общины, среди которых особое значение
приобрели общины орфиков и последователей культа земледельче-
ского бога Вакха, или Диониса. Здесь сложились представления о
душе как о добром начале, заключенном в телесную темницу и
ищущем освобождения. Достигается оно путем общения с Вакхом
или посредством участия в вакхических <оргиях>. Возникающие в
это время новые формы религиозности ищут верующих и получают
распространение скорее в различных слоях угнетенного народа, чем
в аристократических кругах, где, напротив, выступают вольнодумцы
вроде Ксенофана. На почве религиозного движения возник и союз,
основанный Пифагором. Вопреки старому мнению Крише, некри-
тически повторявшемуся многими другими историками, нет твер-
дых доказательств для утверждения, будто основанная Пифагором
община была чисто политическим союзом и будто в политической
борьбе, поскольку она ими велась, ранние пифагорейцы выступали
на стороне аристократии. Когда вождям пифагорейской общины в
Кротоне удалось на известное время получить власть, против них
выступил не какой-либо вождь демократии, а Килон - знатнейший
и богатейший из граждан Кротона. Борьба закончилась (не ранее
450) разгромом кротонской общины пифагорейцев и переселением
ее уцелевших руководителей в Тарент, в то время (после 473) уже
демократический город, а также в Регину и впоследствии в города
Греции. Пифагор еще до всех этих событий переселился в Метапонт,
где и умер. Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные
им, претерпели в V и IV вв. значительную эволюцию. Позднее
античные писатели перенесли на учение Пифагора черты, развив-
шиеся в древнегреческой философии значительно позже, а также
приписали Пифагору множество легенд и небылиц, сложившихся
о нем в позднейшей мистической литературе. Поэтому выделить
первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому,
учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и
религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философ-
ское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава
научными представлениями. Основными моментами религии Пи-
фагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела
других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и
поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим
из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная.
На философию Пифагора наложили печать его занятия арифмети-
кой и геометрией. С известной вероятностью можно полагать, что
в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в гео-
метрии - элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли
ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия <теоре-
мы Пифагора> и несоизмеримости отношения между диагональю
и стороной квадрата.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими пред-
ставлениями. По учению Пифагора, мир - живое и огненное
шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного
пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух.
Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.
В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их пред-
шественников -милетцев,-выступают характерные для первого
периода древнегреческой философии зародыши будущих разногла-
сий. Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к
возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в
дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna