|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аргументы Зенона сообщили мощный импульс дальнейшему развитию античной математики, античной логики и античной диалектики. Эти аргументы вскрыли противоречия в понятиях современной Пармениду и Зенону науки - в понятиях о простран- стве, о едином и многом, о целом и частях, о движении и покое, о непрерывном и прерывном. Апории Зенона побуждали мысль искать разрешения замеченных им трудностей. Нависшая над математи- ческим познанием угроза неразрешимых противоречий была устра- нена впоследствии атомистическим материализмом Левкиппа и Демокрита. Третьим деятелем элейской школы был Ме- ^""^ лисе. О нем известно, что он был уроженцем Самоса и успешно командовал самосским флотом во время войны Афин и Самоса в 440 г. до н. э. Деятельность его относится к середине V в. до н.э. Уроженец греческого Востока, Мелисс, по-видимому, учился у ионийских философов. Диоген сообщает даже, будто он слушал Гераклита. Поэтому нелегко ответить на вопрос, каким образом мог он прийти к элейскому учению, во всем противоположному учению Гераклита. Из дошедших до нас отрывков Мелисса видно, что он повторяет учение Парменида о единстве, о вечности и о неизменности истин- ного бытия. Однако он вносит в учение Парменида и Зенона важное новшество. Парменид утверждал, что мировой шар имеет конечный радиус. Напротив, Мелисс доказывал, что мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе - если мир бесконечен. Другое, еще более важное новшество Мелисса достоверно не засвидетельствовано. Это приписываемое ему учение о бестелесно- сти мира. Знаменитый древний комментатор V-VI вв. н. э. Сим- плиций сообщает текст Мелисса, в котором Мелисс говорит, что если бытие едино, то оно не должно иметь тела: <Если бы у него была толщина, [то] оно имело бы части и уже не было бы единым [35. Т. II. С. 107]. На основании этого текста ряд историков античной философии считает Мелисса чистым идеалистом. Однако сообщенный Симп- лицием текст допускает два чтения, одно из которых уже не имеет идеалистического смысла. К тому же текст Симплиция в приведен- ной выше редакции плохо вяжется с остальными положениями Мелисса. Поэтому ряд ученых оспаривает идеалистическое истол- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||