|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Форма мироздания - не шаровидна в точном смысле. Мир приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. По сообщению Аэция, как следствие из этой догадки, получилось утверждение Эмпедокла, будто расстояние от Земли до неба меньше протяжения Земли в ширину. Ряд древних доксографов отмечают как новое и, по-видимому, поразившее современников учение Эмпедокла о твердости небес- ного свода. На Востоке, в вавилонской и еврейской космологии, это представление было известно издревле. По Эмпедоклу, небо кристалловидно и образовалось из льдистой материи. Учение это подготовило мысль к возникновению позднейшей космологии, которая представляла мироздание как состоящее из прозрачных концентрических хрустальных сфер. Своим вращением вокруг Зем- ли эти сферы увлекают все прикрепленные к ним небесные светила. Но у Эмпедокла не было еще такого представления. В его космологии только звезды прикреплены к твердому кристалловид- ному небесному своду, планеты же движутся свободно. 1^ Эмпедокл уже ясно отличал планеты, имеющие видимое дви- жение по отношению к окружающим их звездам, от видимо непод- вижных по отношению друг к другу звезд. Взгляд на Луну как на тело, образовавшееся путем сгущения воздуха и, стало быть, не самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных за- тмений. Причину их Эмпедокл видит в том, что иногда темная Луна заслоняет собой Солнце. Гениальной для своего времени была догадка Эмпедокла о том, что свету требуется извест- ное время для распространения в пространстве. Догадка эта на- столько противоречила всем тогдашним представлениям о природе света, что даже в IV в. до н.э. Аристотель, величайший ученый этого столетия, отнесся к гипотезе Эмпедокла отрицательно. В сочинении <О душе> (в 7-й главе 2-й книги) Аристотель пишет: <Эмпедокл и всякий другой придерживающийся такого же мнения, неправильно утверждали, будто свет передвигается и распространя- ется в известный промежуток времени между Землей и небесной твердью, нами же это движение не воспринимается... Ведь на малом расстоянии это движение могло бы еще остаться незамеченным, а это уже слишком большая претензия, чтобы оно оставалось неза- меченным на протяжении от востока до запада> [De anima. II, 7, 418в; 6. С. 56-57]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||