Предыдущая страница Следующая страница

Форма мироздания - не шаровидна в точном смысле. Мир
приближается по своей форме к яйцу, лежащему в горизонтальном
положении. По сообщению Аэция, как следствие из этой догадки,
получилось утверждение Эмпедокла, будто расстояние от Земли до
неба меньше протяжения Земли в ширину.

Ряд древних доксографов отмечают как новое и, по-видимому,
поразившее современников учение Эмпедокла о твердости небес-
ного свода. На Востоке, в вавилонской и еврейской космологии,
это представление было известно издревле. По Эмпедоклу, небо
кристалловидно и образовалось из льдистой материи. Учение это
подготовило мысль к возникновению позднейшей космологии,
которая представляла мироздание как состоящее из прозрачных
концентрических хрустальных сфер. Своим вращением вокруг Зем-
ли эти сферы увлекают все прикрепленные к ним небесные светила.

Но у Эмпедокла не было еще такого представления. В его
космологии только звезды прикреплены к твердому кристалловид-
ному небесному своду, планеты же движутся свободно.

1^

Эмпедокл уже ясно отличал планеты, имеющие видимое дви-
жение по отношению к окружающим их звездам, от видимо непод-
вижных по отношению друг к другу звезд. Взгляд на Луну как на
тело, образовавшееся путем сгущения воздуха и, стало быть, не
самосветящееся, подсказал Эмпедоклу объяснение солнечных за-
тмений. Причину их Эмпедокл видит в том, что иногда темная Луна
заслоняет собой Солнце.

Гениальной для своего времени была догадка
Эмпедокла о том, что свету требуется извест-
ное время для распространения в пространстве. Догадка эта на-
столько противоречила всем тогдашним представлениям о природе
света, что даже в IV в. до н.э. Аристотель, величайший ученый
этого столетия, отнесся к гипотезе Эмпедокла отрицательно. В
сочинении <О душе> (в 7-й главе 2-й книги) Аристотель пишет:
<Эмпедокл и всякий другой придерживающийся такого же мнения,
неправильно утверждали, будто свет передвигается и распространя-
ется в известный промежуток времени между Землей и небесной
твердью, нами же это движение не воспринимается... Ведь на малом
расстоянии это движение могло бы еще остаться незамеченным, а
это уже слишком большая претензия, чтобы оно оставалось неза-
меченным на протяжении от востока до запада> [De anima. II, 7,
418в; 6. С. 56-57].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna