|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Если это так, то мы можем вывести заключение, что считать Анаксагора идеалистом лишь ввиду его учения об <уме> нет доста- точных оснований. Во всяком случае преобладающая тенденция учения Анаксагора материалистическая. Но в это материалистиче- ское учение вторгается гипотеза о движущей силе, наделенной некоторыми свойствами духа. Мы ограничимся лишь сжатой, но содержа- °^°'"°"" тельной характеристикой учения Анаксагора о мироздании у Ипполита, раннего христианского писателя. В очерке Ипполита, почерпнутом из очень надежного источника - из Те- офраста, знатока физических и философских учений ранних грече- ских философов, мы читаем: <После него [Анаксимена] является Анаксагор Клазоменский. Он высказал [учение], что начало все- ленной -ум и материя, ум - [начало] производящее, материя - [начало] страдательное> [51. С. 561; 35. Т. III. С. 133.]. Теофраст явно понимает учение Анаксагора как дуалистическое. <Дело в том, что когда все было вместе, вмешался [по Анаксагору], ум, который, разделив, привел (все] в порядок. Материальных же начал [по мнению Анаксагора] бесконечное (число], причем те из них, которые более малы, он называет бесконечными. Все [вещи] участвуют в движении, причиной которого является ум; {благодаря этому движению] подобные [вещи] соединились. И небесный по- рядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и [вообще] все тяжелое собралось в середине; из затвер- дения их возникла земля. Противоположное же им - теплое, свет- лое, сухое и легкое - устремилось в верхнюю часть эфира. Земля же имеет плоскую форму и пребывает в воздухе по причине (своей] величины, [во-вторых] вследствие того, что нет вовсе пустоты и [наконец] ибо воздух, обладая весьма большой силой, в состоянии носить держащуюся на нем Землю> [там же]. Мы видим здесь у Анаксагора явное возвращение к гипотезе его учителя Анаксимена. Именно Анаксимен учил о том, что светила, в том числе Земля, плоские и что поддерживаются они воздухом, в котором парят, наподобие того, как осенью иногда парят листья, слетевшие с деревьев. Очевидно, Анаксагор не только формально был учеником Анаксимена, но по крайней мере в своем астроно- мическом и физическом учении усвоил некоторые его воззрения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||