|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число возможных для различных атомов форм, т. е. их фигур, очертаний. Существуют атомы самой различ- ной формы: шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т. п. Число этих различных форм бесконечно. Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемо- сти этих форм, а только логическим. Таким логическим доказатель- ством атомисты считали отсутствие достаточного основания для утверждения, будто число атомных форм ограничено: они утверж- дают, сообщает Симплиций, что число форм у атомов бесконечно разнообразно <по той причине, что оно нисколько не больше такое, чем иное> [цитата из Демокрита у Дильса (50. II. S. 23); 36. С. 226]. Это учение - новый и вполне оригинальный способ решения естественнонаучной и философской проблемы, которая была по- ставлена перед греческой мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать. Левкипп и Демокрит (так же, как Эмпедокл и Анаксагор) согласны с этим тезисом, но вместе с тем борются против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и мыслимость движения. Необ- ходимо построить - такова идея Левкиппа и Демокрита - учение о природе, которое, принимая основной тезис элейцев о невозмож- ности для истинно сущего бытия ни возникать, ни исчезать, в то же время отбросило бы ложные предпосылки элейского учения и признало бы не только чувственно воспринимаемую реальность движения, но также и его мыслимость, а также реальность и мыслимость множества. Мы видели выше, что Эмпедокл пытался решить эту задачу, разработав гипотезу о четырех <корнях всех вещей> и о двух силах, которыми они приводятся в движение. Анаксагор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о существовании бесчисленного множества весьма малых частиц, а также о существовании отдельного от всего <ума> - механической движущей силы, которая приводит эти частицы в движение. Но ни Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные час- тицы вещества являются частицами абсолютно неделимыми, прин- ципиально не допускающими возможности дальнейшего разделения или раздробления. Именно эта мысль становится осно- вой материалистической философии и физики Левкиппа и Демок- рита. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||