|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В этой обстановке материализм развивался и прокладывал себе путь не под покровительством руководителей демократии, а скорее вопреки их враждебному отношению. Тем не менее до Сократа господствующий класс греческих рабовладельцев не выработал философского обоснования своего мировоззрения. От науки, наступавшей на религию и мистику, он защищался, взывая к традициям религии. Материализму Эмпедок- ла, Анаксагора, Демокрита он еще не мог противопоставить в качестве его антагониста разработанные учения идеалистической философии. Больше того. Он казнил противника старинного де- мократического уклада и народной религии Сократа - именно того философа, в учении которого уже обнаружился сильный крен в сторону идеализма. Положение дел меняется с началом IV в. до н. э. Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалисти- ческих мыслителей и ученых, но также и даже прежде всего используется для обоснования реакционной социальной и полити- ческой системы взглядов. Отныне в греческой философии <линии Демокрита> резко и непримиримо противостоит <линия Платона>. Борьба материализма против идеализма из безотчетной становится осознанной. Это сознание делает борьбу идей более ясной, но не менее сложной. И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти - не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные матема- тические исследования. Аристотель создает грандиозную энцикло- педию всей современной ему науки. Но и в области философии Платон и Аристотель - не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Ари- стотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||