Предыдущая страница Следующая страница

В этой обстановке материализм развивался и прокладывал себе
путь не под покровительством руководителей демократии, а скорее
вопреки их враждебному отношению.

Тем не менее до Сократа господствующий класс греческих
рабовладельцев не выработал философского обоснования своего
мировоззрения. От науки, наступавшей на религию и мистику, он
защищался, взывая к традициям религии. Материализму Эмпедок-
ла, Анаксагора, Демокрита он еще не мог противопоставить в
качестве его антагониста разработанные учения идеалистической
философии. Больше того. Он казнил противника старинного де-
мократического уклада и народной религии Сократа - именно того
философа, в учении которого уже обнаружился сильный крен в
сторону идеализма.

Положение дел меняется с началом IV в. до н. э. Платон с редким
в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма,
которое не только направляется против достижений материалисти-
ческих мыслителей и ученых, но также и даже прежде всего
используется для обоснования реакционной социальной и полити-
ческой системы взглядов. Отныне в греческой философии <линии
Демокрита> резко и непримиримо противостоит <линия Платона>.
Борьба материализма против идеализма из безотчетной становится
осознанной.

Это сознание делает борьбу идей более ясной, но не менее
сложной. И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего
вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма,
полны противоречий. Учения эти - не только два фазиса в истории
борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии
древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные матема-
тические исследования. Аристотель создает грандиозную энцикло-
педию всей современной ему науки.

Но и в области философии Платон и Аристотель - не только
творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает
вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Ари-
стотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории
искусства, этики, политической экономии, психологии.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna