|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Обособленность классов-каст платоновского государства сказы- вается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производствен- ного труда. Местопребывание воинов - лагерь, расположенный таким образом, чтобы, действуя из него, было удобно возвращать к повиновению восставших против установленного порядка, а также отражать нападение неприятеля. Воины - не только члены государства, способные выполнять свою особую функцию в обществе. Они наделены способностью совершенствоваться в своем деле, подниматься на более высокую ступень нравственной доблести. Некоторые из них могут после необходимого перевоспитания и после стажировки стать правите- лями-философами. Но для этого, так же как и для совершенного выполнения воинами прямых обязанностей, недостаточно правильного воспи- тания. Люди -существа слабые, подверженные искушению, со- блазнам и порче всякого рода. Чтобы избежать этих опасностей, необходим соответствующий твердо установленный и соблюдаемый строй жизни, который могут определить, указать и предписать только правители-философы. Этими соображениями объясняется особое внимание, которое Платон уделяет вопросу об образе жизни людей в идеальном государстве, и прежде всего об образе и распорядке жизни воинов- стражей. От результатов их воспитания и от уклада их внешнего существования самым тесным образом зависит облик проектируе- мого Платоном государства. В разработанном платоновском проекте - утопии - на первый план выдвигается нравственный принцип. В теории государства Платона нравственность не только соответствует философскому идеализму системы Платона. Будучи идеалистической, она стано- вится аскетической. Из исследования отрицательных типов государства Платон из- влек вывод, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем - в господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей. Поэтому устроители наилучшего государства (т. е. правители- философы) должны не только позаботиться о правильном воспи- тании воинов-стражей. Они, кроме того, должны установить |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||