|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Руководство платоновских правителей ограничивается требова- нием, чтобы каждый работник выполнял только одну, назначенную ему свыше, отрасль работы. Ни о каком обобщении средств произ- водства у Платона нет и речи. То, что Пёльман называет <комму- низмом> Платона, предполагает полное самоустранение обоих высших классов от участия в хозяйственной жизни: члены этих классов всецело заняты вопросами военной защиты государства и высшими задачами и функциями управления. В отношении низше- го класса платоновского государства нельзя говорить даже о потре- бительском коммунизме. <Сисситии> (общие трапезы) предусматриваются лишь для высших классов. И если в <Государ- стве> производительным классом являются не рабы (как в <Зако- нах>), то объясняется это лишь тем, что правители не должны иметь собственности, а вовсе не заботой Платона о том, чтобы человек не мог стать чужой собственностью. <Коммунизм> платоновской утопии - миф антиисторически мыслящего историка. Но миф этот, кроме того, -реакционное измышление. Незави- симо даже от личных взглядов Пёльмана, будучи принят, миф о коммунизме Платона, несомненно, может играть только реакцион- ную роль. Его основа -утверждение, будто коммунизм -не уче- ние, отразившее современную и наиболее прогрессивную форму ""rib te^v* развития общества, а древнее, как сама античность, учение, к тому же опровергнутое жизнью еще в самой античности. При всей крайности утверждений Эдуарда Целлера, который ошибочно полагал, будто в утопии Платона не видно никакой мысли и никакой заботы Платона о низшем классе рабочих, в целом суждения Целлера гораздо ближе к пониманию истинных тенден- ций <Государства>, чем измышления Пёльмана. И недалек от истины был Теодор Гомперц, указавший в своем большом труде, что отношение платоновского класса <рабочих> к классу правителей похоже на отношение рабов к господам . И действительно, тень античного рабства нависла над большим полотном, на котором Платон изобразил строение своего наилучшего государства. В го- сударстве Платона не только <рабочие> напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства у Платона оказывается не личность и даже не класс, а только все общество, все государство в целом. По верному наблюдению Ф.Ю. Шталя, Платон <приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и даже его моральное совершенство... это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия; что касается гражданина, то его назначение - только в том, чтобы способство- вать красоте его построения в роли служебного члена> [73. С. 17]. И прав был Гегель, когда указывал, что в государстве Платона <все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем, - все признаются лишь как всеобщие люди> [16. С. 217]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||