Предыдущая страница Следующая страница

Учение самого Аристотеля о физических элементах природы и
об их сочетаниях определяется его учением о видах движения. Из
существования различных видов движения Аристотель заключает,
что в природе должны существовать и различные тела, каждому из
которых свойствен определенный вид движения, естественный
именно для данного тела в силу самой его природы. Но основных
видов движения, по Аристотелю, два: 1) круговое и 2) прямолиней-
ное. Поэтому должны существовать и соответствующие им два
основных вида тел: для одного естественно движение круговое, для
другого - прямолинейное.

Естественный род прямолинейного движения заключает в себе
два вида: 1) движение сверху вниз и 2) движение снизу вверх. При
этом <низом> у Аристотеля называется центр. Поэтому первый вид
прямолинейного движения - движение от окружности к центру, а
соответственно второй - от центра к окружности.

Относительно обоих этих видов прямолинейного движения
существуют тела, для которых эти движения будут в силу самой их
природы естественными. Для движения <сверху вниз> это Земля:
она всегда стремится к центру. Для движения <снизу вверх> это
огонь: он всегда стремится к окружности.

Земля и огонь -не единственные виды тел, движущиеся пря-
молинейно. В них обоих движение к центру и к периферии прояв-
ляется как безусловное стремление каждого к своему месту. Кроме
них, существуют еще два тела, или элемента, в которых то же самое
стремление обнаруживается уже не так безусловно. Это водан воздух.
Вода, как и Земля, стремится к центру, воздух, как и огонь, -к
окружности. Однако вода стремится к центру только при условии,
если центр не занят другим телом - более плотным, чем она сама.
Воздух стремится к окружности также не безусловно. Итак, в физике
Аристотеля природа физических элементов определяется характе-
ром прямолинейного движения.

Аристотель полагает, что принятые им и восходящие к традиции
Эмпедокла четыре физических элемента - огонь, воздух, вода и
земля - обладают каждый свойствами, которыми характеризуются
сочетания качеств. А именно: огонь обладает качествами тепла и
сухости; воздух - тепла и влажности; вода - холода и влажности;
земля - холода и сухости.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna