|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Одними и теми же свойствами могут обладать .несколько суб- стратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него можно подвести, по крайней мере в мысли, несколько предметов. Свойства, которыми отличаются друг от друга чувственно вос- принимаемые предметы, Аристотель называет случайными свойства- ми. От них он отличает особенные свойства, особенности. Хотя они принадлежат всем предметам, но они не входят в понятие вида, не характеризуют предметы как составляющие вид. Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и простое соединение понятий также еще не есп речь. Для того чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это про- исходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло, имеется налицо предложение (суждение). Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четы- ре группы. Одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения; в первых понятия соединяются, во вторых отделяются друг от друга. Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля, в частности и в особенности для его теории силлогизмов и доказательств, различение истинных и ложных предложений фундаментально. В обосновании этого различения сказывается первенство онтологического аспекта: ис- тинными предложениями Аристотель называет те, в которых утвер- ждается, что соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности, а разделение понятий таково, каково разделение их предметов в действительности. Ложными он называет те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено. Соединение обоих оснований классификации предложений дает четвероякое их разделение на: 1) утвердительные истинные; 2) отрицательные истинные; 3) утвердительные ложные; 4) отрица- тельные ложные. Третье основание для классификации предложений определя- ется характером их общности. То, что высказывается в предложении, может относиться к одному предмету или к их множеству. Предло- жение, в котором высказывание относится к одному предмету, - единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида, - общее. Предложение с высказывани- ем не о всех, а о нескольких предметах вида - частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых неясно указывается, к какой именно части класса предметов относится высказывание, например: <Удо- вольствие не есть добродетель>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||