Предыдущая страница Следующая страница

Одним из наиболее осведомленных и обстоятельных писателей
позднего скептицизма был Секст, младший современник Галена,
живший приблизительно во II в. н.э. В <Трех книгах Пирроновых
положений> Секст отметил черты медицинского учения <методи-
ков>, которые казались ему близкими к собственному его скепти-
цизму. В <методическом> течении Секст видел <единственное из
медицинских учений>, которое, как он думал, <не торопится чрез-
мерно с суждением о неочевидном>, не заявляет гордо о том, что

воспринимаемо и что невоспринимаемо, но <следует явлению и
берет от него то, что кажется помогающим, по способу скептиков>.

Эта оценка <методиков> породила один из запутаннейших воп-
росов истории скептицизма - вопрос об отношении Секста к
обеим существовавшим в его время школам врачей. Согласно
прозвищу, данному Сексту Диогеном, а также согласно сообщению
псевдо-Галена, Секст принадлежал к школе <эмпириков>. Согласно
приведенным выше разъяснениям самого Секста, наиболее близ-
кими к скептицизму следует считать не <эмпириков>, а именно

<методиков>. Эти противоречия в свидетельствах античных авторов
отразились в историко-философской литературе. Так, Эдуард Цел-
лер, Брошар, Пауль Наторп и Сессэ причисляют Секста к эмпири-
кам. Некоторые авторы, например Паппенгейм, считают Секста
<методиком>. Наконец, Филиппсон, опираясь на некоторые, впро-
чем достаточно двусмысленные, выражения Секста, находит, будто
Секст был ближе к <эмпирикам> - в своем опровержении логиков
и к <методикам>-в своих <Пирроновых положениях>. Все эти
гипотезы встречают трудности в недостаточности наших сведений о
действительных различиях между обеими медицинскими школами.
Сексту принадлежат, кроме <Пирроновых по-
ложений>, пять книг <Против догматических
философов> и шесть книг <Против ученых> (а нс <против матема-
тиков>, как переводят некоторые). Последнее сочинение развивало
критику основных понятий не только математики (т. е. арифметики
и геометрии), но и всех остальных наук того времени: грамматики,
риторики, астрономии и музыки.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna