|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Одним из наиболее осведомленных и обстоятельных писателей позднего скептицизма был Секст, младший современник Галена, живший приблизительно во II в. н.э. В <Трех книгах Пирроновых положений> Секст отметил черты медицинского учения <методи- ков>, которые казались ему близкими к собственному его скепти- цизму. В <методическом> течении Секст видел <единственное из медицинских учений>, которое, как он думал, <не торопится чрез- мерно с суждением о неочевидном>, не заявляет гордо о том, что воспринимаемо и что невоспринимаемо, но <следует явлению и берет от него то, что кажется помогающим, по способу скептиков>. Эта оценка <методиков> породила один из запутаннейших воп- росов истории скептицизма - вопрос об отношении Секста к обеим существовавшим в его время школам врачей. Согласно прозвищу, данному Сексту Диогеном, а также согласно сообщению псевдо-Галена, Секст принадлежал к школе <эмпириков>. Согласно приведенным выше разъяснениям самого Секста, наиболее близ- кими к скептицизму следует считать не <эмпириков>, а именно <методиков>. Эти противоречия в свидетельствах античных авторов отразились в историко-философской литературе. Так, Эдуард Цел- лер, Брошар, Пауль Наторп и Сессэ причисляют Секста к эмпири- кам. Некоторые авторы, например Паппенгейм, считают Секста <методиком>. Наконец, Филиппсон, опираясь на некоторые, впро- чем достаточно двусмысленные, выражения Секста, находит, будто Секст был ближе к <эмпирикам> - в своем опровержении логиков и к <методикам>-в своих <Пирроновых положениях>. Все эти гипотезы встречают трудности в недостаточности наших сведений о действительных различиях между обеими медицинскими школами. Сексту принадлежат, кроме <Пирроновых по- ложений>, пять книг <Против догматических философов> и шесть книг <Против ученых> (а нс <против матема- тиков>, как переводят некоторые). Последнее сочинение развивало критику основных понятий не только математики (т. е. арифметики и геометрии), но и всех остальных наук того времени: грамматики, риторики, астрономии и музыки. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||