Предыдущая страница Главная страница

сведения этой текучести к природе текучей материи. Наконец, от
философских учений Академии, в особенности Новой, во многом,
по-видимому, близких к скептицизму, скептиков также отличает
немалое. Для академиков характерна догматическая решительность,
с которой они утверждают, будто <все невоспринимаемо>, в то время
как скептик воздерживается от подобных утверждений и не теряет
надежды на то, что, пожалуй, нечто может быть и воспринято.
Особенно подробно Секст останавливается на разборе воззрений
академика Аркесилая. Секст не отрицает большой близости взгля-
дов Аркесилая, главы Средней Академии, к скептицизму: подобно
скептикам, Аркесилай отказывается от суждений о существовании
или несуществовании, от предпочтительного выбора того или дру-
гого из противоположных суждений. Но весь этот близкий к
скептицизму метод мышления был в руках Аркесилая - так утвер-
ждает Секст - не действительным убеждением скептика, а только
испытующим приемом, имевшим целью проверить пригодность и
подготовленность учеников к усвоению догматических положений
учения Платона.

^
^й

Обстоятельное и энциклопедическое изложение Секста охваты-
вало весь круг теоретических и практических вопросов и проблем
скептицизма. Разрабатывая свои сочинения, Секст широко исполь-
зовал работы своих предшественников, особенно Тимона и Энеси-
дема. В изложении Секста все факты ранней истории скептицизма
вливаются в один общий поток идей школы без надлежащей
исторической дифференциации. При этом Секст, однако, прекрас-
но освещает проблематику, метод исследования и эмпирический
фундамент крупнейших ее представителей.

Последним -впрочем, незначительным -руководителем
школы скептицизма был Сатурнин, живший, по-видимому, в начале
III в. н. э.

В развитии скептической точки зрения антич-
актичногоТ^тицизма и^У скептицизму принадлежит особое место.
Гегелем      ^ егель правильно отметил преимущество ан-
тичного скептицизма по сравнению со скеп-
тицизмом Нового времени: только первый <носит подлинный,
глубокий характер> [16. Т. X. С. 409]. В то время как другие
философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину,
либо с порога отвергают возможность ее установления, античные
скептики ищут истину, и их философия есть ищущая, испытующая,
исследующая. Как философское учение скептицизм <направлен
против рассудочного мышления, которое признает отдельные раз-
личия последними, сущими различиями> (16. Т. X. С. 408]. Скеп-
тические <тропы>, особенно пять поздних, добавленных Агриппой,
представляют, согласно оценке Гегеля, <основательное оружие про-
тив рассудочной философии> [там же. С. 438], имеют предметом
своего опровержения <самую сущность определенности>, а само
развитое скептиками опровержение определенного Гегель называет
<исчерпывающим>. По словам Гегеля, <требовалась удивительная
сила отчетливой абстракции, чтобы во всяком конкретном матери-
але, во всем мыслимом познать эти определения отрицательного
или противоположения и в этом же определенном находить его же
границу> [там же. С. 440]. По Гегелю, утверждение скептицизма,
будто все лишь кажется, не является субъективным идеализмом,
так как в утверждении этом, поскольку оно <вскрывает противоре-
чие в одном и том же предмете>, содержится объективная сторона
[там же. С. 420]. Поскольку скептицизм относительно всякого
содержания, будь то ощущаемое или мыслимое содержание, доказы-
вает, что оно лишь кажется и что ему противостоит противополож-
ное ему содержание, он <является, -утверждал Гегель, -
моментом самой философии> [там же. С. 420].

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna