|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Главная страница сведения этой текучести к природе текучей материи. Наконец, от философских учений Академии, в особенности Новой, во многом, по-видимому, близких к скептицизму, скептиков также отличает немалое. Для академиков характерна догматическая решительность, с которой они утверждают, будто <все невоспринимаемо>, в то время как скептик воздерживается от подобных утверждений и не теряет надежды на то, что, пожалуй, нечто может быть и воспринято. Особенно подробно Секст останавливается на разборе воззрений академика Аркесилая. Секст не отрицает большой близости взгля- дов Аркесилая, главы Средней Академии, к скептицизму: подобно скептикам, Аркесилай отказывается от суждений о существовании или несуществовании, от предпочтительного выбора того или дру- гого из противоположных суждений. Но весь этот близкий к скептицизму метод мышления был в руках Аркесилая - так утвер- ждает Секст - не действительным убеждением скептика, а только испытующим приемом, имевшим целью проверить пригодность и подготовленность учеников к усвоению догматических положений учения Платона. ^ ^й Обстоятельное и энциклопедическое изложение Секста охваты- вало весь круг теоретических и практических вопросов и проблем скептицизма. Разрабатывая свои сочинения, Секст широко исполь- зовал работы своих предшественников, особенно Тимона и Энеси- дема. В изложении Секста все факты ранней истории скептицизма вливаются в один общий поток идей школы без надлежащей исторической дифференциации. При этом Секст, однако, прекрас- но освещает проблематику, метод исследования и эмпирический фундамент крупнейших ее представителей. Последним -впрочем, незначительным -руководителем школы скептицизма был Сатурнин, живший, по-видимому, в начале III в. н. э. В развитии скептической точки зрения антич- актичногоТ^тицизма и^У скептицизму принадлежит особое место. Гегелем ^ егель правильно отметил преимущество ан- тичного скептицизма по сравнению со скеп- тицизмом Нового времени: только первый <носит подлинный, глубокий характер> [16. Т. X. С. 409]. В то время как другие философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину, либо с порога отвергают возможность ее установления, античные скептики ищут истину, и их философия есть ищущая, испытующая, исследующая. Как философское учение скептицизм <направлен против рассудочного мышления, которое признает отдельные раз- личия последними, сущими различиями> (16. Т. X. С. 408]. Скеп- тические <тропы>, особенно пять поздних, добавленных Агриппой, представляют, согласно оценке Гегеля, <основательное оружие про- тив рассудочной философии> [там же. С. 438], имеют предметом своего опровержения <самую сущность определенности>, а само развитое скептиками опровержение определенного Гегель называет <исчерпывающим>. По словам Гегеля, <требовалась удивительная сила отчетливой абстракции, чтобы во всяком конкретном матери- але, во всем мыслимом познать эти определения отрицательного или противоположения и в этом же определенном находить его же границу> [там же. С. 440]. По Гегелю, утверждение скептицизма, будто все лишь кажется, не является субъективным идеализмом, так как в утверждении этом, поскольку оно <вскрывает противоре- чие в одном и том же предмете>, содержится объективная сторона [там же. С. 420]. Поскольку скептицизм относительно всякого содержания, будь то ощущаемое или мыслимое содержание, доказы- вает, что оно лишь кажется и что ему противостоит противополож- ное ему содержание, он <является, -утверждал Гегель, - моментом самой философии> [там же. С. 420]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||