|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница VII. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА До середины IV в. до н. -j. в Греции господствующим было влияние грандиозной идеалистической системы Платона, до 20-х годов этого же столетия - влияние перипатетической школы Ари- стотеля, в основе своей идеалистической, в вопросах натурфилосо- фии часто сближавшейся с материализмом, энциклопедической по охвату развивавшихся в ней исследований и наук. Материалисти- ческая школа Демокрита в это время ослабевает в своем непосред- ственном воздействии на научное сознание. Внимание учеников Аристотеля привлекают вопросы специальных наук (физики, аст- рономии, биологии, литературоведения), а также историко-фило- софские исследования. В конце TV-начале III в. до н. э. происходит усиление и обновление материализма, однако не в форме атомистического материализма Демокрита, а в форме нового учения - эпикуреизма. Создателем и учителем, главой школы стал Эпикур - один из величайших мыслителей Древней Греции и один из важнейших ее материалистов. В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно сильны теоретические интересы, стремление к основанному на атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная, гонимая, как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любозна- тельностью, жизнь Демокрита. Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает ин- тересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, -вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой филосо- фии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постига- ющей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||