|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикура -утили- таризм. Ему соответствует учение о происхождении справедливости из договора: <Справедливость, происходящая от природы, есть до- говор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда> [33. XXXI]. И еще в другом месте: <Справедливость не есть нечто само по себе, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда> [33. XXXIII]. Являясь результатом договора, соглашения между людьми, пред- писания справедливости в своем содержании обусловлены личными особенностями их жизни: <В общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сношениях людей друг с другом; но в отношении индивидуаьных особенностей страны и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость ока- зывается не для всех одной и той же> [33. XXXVI]. Договорное начало главенствует у Эпикура в иГ^^^оя^е^е* учении о справедливости. Но Эпикур отступа- язык> бт от него в своем учении о происхождении языка. При объяснении начальной стадии об- разования языка он отрицает договорный принцип, но вновь вводит договорное начало (конвенциональность) для объяснения поздней- ших стадий развития языка, когда человек дает названия новым предметам и когда возникает задача освобождения языка от дву- смысленностей (амфиболий). Первоначальные слова были, по Эпикуру, речевыми жестами, которые порождаются чувствами и впечатлениями от вещей. Теория эта намечена задолго до Эпикура Платоном в диалоге <Кратил>. Здесь выведенный Платоном Сократ проводит различение между <первыми> и <последующими> именами, а затем говорит: <А раз хотим показывать голосом, языком и ртом, то разве показывание каждой вещи этими средствами получится не тогда, когда с их помощью будет происходить подражание чему бы то ни было?> [422 D -423 Е]. Эта теория <подражания> развивается в <Кратиле> на основании атомистической теории языка, по которой слово разде- ляется на слоги и на звуки -неделимые семантические части слов -и которая рядом новейших ученых сближается с точкой зрения атомистического материализма Демокрита. Сближение это проводится в исследованиях Р. Филиппсона и Э. Гаага. <Названия первоначально были даны вещам,-поясняет Эпикур,-не по соглашению [уговору], но так как каждый народ имел свои особые чувства и получал свои особые впечатления, то сами человеческие природы выпускали, каждая своим особьм образом, воздух, обра- зовавшийся под влиянием каждого чувства и впечатления, причем влияет также разница между народами в зависимости от мест их жительства. Впоследствии у каждого народа, с общего согласия, были даны вещам свои особые названия, для того чтобы сделать друг другу (словесные) обозначения менее двусмысленными и выраженными более коротко> [33. 75-76]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||