Предыдущая страница Следующая страница

Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикура -утили-
таризм. Ему соответствует учение о происхождении справедливости
из договора: <Справедливость, происходящая от природы, есть до-
говор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда>
[33. XXXI]. И еще в другом месте: <Справедливость не есть нечто
само по себе, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то

ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не
вредить и не терпеть вреда> [33. XXXIII].

Являясь результатом договора, соглашения между людьми, пред-
писания справедливости в своем содержании обусловлены личными
особенностями их жизни: <В общем справедливость для всех одна
и та же, потому что она есть нечто полезное в сношениях людей
друг с другом; но в отношении индивидуаьных особенностей страны
и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость ока-
зывается не для всех одной и той же> [33. XXXVI].

Договорное начало главенствует у Эпикура в
иГ^^^оя^е^е* учении о справедливости. Но Эпикур отступа-
язык>       бт от него в своем учении о происхождении

языка. При объяснении начальной стадии об-
разования языка он отрицает договорный принцип, но вновь вводит
договорное начало (конвенциональность) для объяснения поздней-
ших стадий развития языка, когда человек дает названия новым
предметам и когда возникает задача освобождения языка от дву-
смысленностей (амфиболий).

Первоначальные слова были, по Эпикуру, речевыми жестами,
которые порождаются чувствами и впечатлениями от вещей. Теория
эта намечена задолго до Эпикура Платоном в диалоге <Кратил>.
Здесь выведенный Платоном Сократ проводит различение между

<первыми> и <последующими> именами, а затем говорит: <А раз
хотим показывать голосом, языком и ртом, то разве показывание
каждой вещи этими средствами получится не тогда, когда с их
помощью будет происходить подражание чему бы то ни было?> [422
D -423 Е]. Эта теория <подражания> развивается в <Кратиле> на
основании атомистической теории языка, по которой слово разде-
ляется на слоги и на звуки -неделимые семантические части
слов -и которая рядом новейших ученых сближается с точкой
зрения атомистического материализма Демокрита. Сближение это
проводится в исследованиях Р. Филиппсона и Э. Гаага. <Названия
первоначально были даны вещам,-поясняет Эпикур,-не по
соглашению [уговору], но так как каждый народ имел свои особые
чувства и получал свои особые впечатления, то сами человеческие
природы выпускали, каждая своим особьм образом, воздух, обра-
зовавшийся под влиянием каждого чувства и впечатления, причем
влияет также разница между народами в зависимости от мест их
жительства. Впоследствии у каждого народа, с общего согласия,
были даны вещам свои особые названия, для того чтобы сделать
друг другу (словесные) обозначения менее двусмысленными и
выраженными более коротко> [33. 75-76].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna