Главная страница Следующая страница

X. СТОИЦИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
1. ПАНЭЦИЙ

На римскую почву стоицизм был перенесен Панэцием из Родоса
(ок. 185-110 г. до н.э.), который освободил учение стоицизма от
некоторых черт его первоначальной суровости. В Риме он был
другом Сципиона Младшего и учителем Цицерона. В то время как
древние стоики обычно были уроженцами окраин греческого мира,
Панэций явился в нем как несомненный грек; в его лице стоицизм
лишается первоначальных черт грубоватости, близости к кинизму
и возвращается к утерянной связи с великими мыслителями Агги-

ческой Греции. Как философ, Панэций тяготеет не только к
Платону и Аристотелю, но также и к их ученикам. До Панэция в
стоицизме были весьма сильны неэллинские элементы. Панэций
начинает эллинизацию стоицизма. В мировоззрении Панэция, све-
дущего в астрономии и географии, много путешествовавшего, силь-
на эстетическая интуиция, созерцание красоты природы, красоты
животных и растений, красоты человека как существа телесного и
духовного. Для Панэция зрение и слух - не только средства внеш-
него познания, но также средства постижения созерцаемого в
природе и в вещах провидения, которое действует и порождает
красоту жизни. В отличие от старых стоиков Панэция привлекают
все явления физической природы и весь человек. У старых стоиков,
несмотря на основной для них материализм, вся философия говорит
о борьбе души с телом. У Панэция, напротив, человек рассматри-
вается как единое и прекрасное, гармоничное существо: даже после
смерти он продолжает жить в своем потомстве благодаря непрек-
ращающемуся действию мирового разума. Не только отдельный
человек, но и человечество в целом постоянно возрождается в силу
вечной закономерности всего существующего.

Характерное для стоика признание судьбы сохраняется у Панэ-
ция, но связывается у него с признанием самостоятельного значения
личности. Помимо обязанностей и сурового долга древних стоиков
Панэций выдвигает в качестве принципа нравственной жизни также
удовольствие.

Все эти отклонения Панэция от строгой древней стоической
этики долга не были, однако, решительным разрывом с этим
учением, а только его смягчением, и во многих случаях стоическое
учение об <обязанностях> сохраняет у Панэция свою силу, заменив
. идеал безусловной морали предписанием соблюдать <обязанности>,
Панэций предвидит, что необходимость этого соблюдения сохра-
нится для большинства на долгое время.

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna