|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сохраняет для Панэция первенствующее значение также и стоический божественный <Логос>. Однако в то время как у древних стоиков логос действует извне и свыше, у Панэция он постепенно вырастает в человеке в результате постепенного приближения к идеалу. Этика в представлении Панэция неотделима от пользы, проти- воречие между этикой и пользой может возникнуть только в силу неправильного их понимания. При обсуждении каждого особого случая необходимо опираться на разум. Как существо самодеятель- ное, человек сам создает красоту -и вокруг себя, и в самом себе. Умный и хорошо настроенный человек-атлет и, как атлет, он может победить только искусством своих рук и ног. Воззрения эти вносили изменения в старые суровые доктрины стоицизма. Они вели к ослаблению связи бесстрастия личности с общими космическими законами и к ослаблению - в этике - учения о непреклонной практической разумности, о непреложности долга. Панэций различает теоретические> практические добродетели. Он вводит учение о воспитании естественных аффектов и о развитии их до практических и теоретических добродетелей. Во всем этом учении проводится мысль о следовании природе, а в кругу удоволь- ствий им различаются удовольствия естественные и противоестест- венные. К числу благ, кроме самодовлеющей добродетели, Панэций относит также здоровье, силу и способности. Единая цель всех добродетелей - счастье, к нему каждая добродетель ведет своим путем. В учении о государстве Панэций отступает от абсолютного монархизма древних стоиков, пытаясь сочетать -в духе Аристо- теля - демократию, монархию и аристократию. В вопросе о религии Панэций проводил различие форм религии: государственной, философской и поэтической. Он осуждал поэтов, находил в их взглядах на религию обман, а из философских толкований религии признавал только аллегорическое и нацело отрицал всякую мифологию. Единственно ценный, согласно Панэ- цию, вид религии -государственная: она необходима для воспи- тания граждан и для организации общественной жизни. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||