Предыдущая страница Следующая страница

Сохраняет для Панэция первенствующее значение также и
стоический божественный <Логос>. Однако в то время как у древних
стоиков логос действует извне и свыше, у Панэция он постепенно
вырастает в человеке в результате постепенного приближения к
идеалу.

Этика в представлении Панэция неотделима от пользы, проти-
воречие между этикой и пользой может возникнуть только в силу
неправильного их понимания. При обсуждении каждого особого
случая необходимо опираться на разум. Как существо самодеятель-
ное, человек сам создает красоту -и вокруг себя, и в самом себе.
Умный и хорошо настроенный человек-атлет и, как атлет, он
может победить только искусством своих рук и ног.

Воззрения эти вносили изменения в старые суровые доктрины
стоицизма. Они вели к ослаблению связи бесстрастия личности с
общими космическими законами и к ослаблению - в этике -

учения о непреклонной практической разумности, о непреложности
долга.

Панэций различает теоретические> практические добродетели.
Он вводит учение о воспитании естественных аффектов и о развитии
их до практических и теоретических добродетелей. Во всем этом
учении проводится мысль о следовании природе, а в кругу удоволь-
ствий им различаются удовольствия естественные и противоестест-
венные. К числу благ, кроме самодовлеющей добродетели, Панэций
относит также здоровье, силу и способности. Единая цель всех
добродетелей - счастье, к нему каждая добродетель ведет своим
путем.

В учении о государстве Панэций отступает от абсолютного
монархизма древних стоиков, пытаясь сочетать -в духе Аристо-
теля - демократию, монархию и аристократию.

В вопросе о религии Панэций проводил различие форм религии:
государственной, философской и поэтической. Он осуждал поэтов,
находил в их взглядах на религию обман, а из философских
толкований религии признавал только аллегорическое и нацело
отрицал всякую мифологию. Единственно ценный, согласно Панэ-
цию, вид религии -государственная: она необходима для воспи-
тания граждан и для организации общественной жизни.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna