|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях угрожающих ему бедствий и крушений, всегда стремится к добро- детели только через самое добродетель и к избавлению от скорби только через истину. Божество может быть созерцаемо скорее в диких рощах, чем в храмах, оно является в бьющих из глубины земли горячих ключах, в глубинах рек и озер. Сенека считал всех людей равными. Все люди - члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники - те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стрем- ления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремес- ленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только духовное творчество как единственно свободное. Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, пропове- довал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил эту заповедь, покончив жизнь самоубийством, правда, по приказа- нию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с собственным внутренним решением. 4. РИМСКИЙ ЭКЛЕКТИЗМ Скептицизм, проникший во II в. до н.э. в Академию Платона и возобладавший в ней при Карнеаде и Клитомахе, провозгласил равносильность и равную проблематичность всех философских утверждений. Тем самым он способствовал сближению до того резко отделявшихся друг от друга школ и учений. В частности, он оказался благоприятным для сближения академической философии с учени- ями Аристотеля и стоиков. Смешение учения этих школ характе- ризует и римскую философию 1 в. до н.э. Один лишь эпикуреизм по-прежнему остался вне эклектической тенденции, оберегая чис- тоту и принципиальность материалистического учения. Эклектическим характером отличались воззрения Цицерона, Варрона, а также философов школы, основанной в Риме около 40 г. до н. э. Секстием. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||