Предыдущая страница Следующая страница

Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях
угрожающих ему бедствий и крушений, всегда стремится к добро-
детели только через самое добродетель и к избавлению от скорби
только через истину. Божество может быть созерцаемо скорее в
диких рощах, чем в храмах, оно является в бьющих из глубины
земли горячих ключах, в глубинах рек и озер.

Сенека считал всех людей равными. Все люди - члены единого
мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже
преступники - те же люди; перед человеком открыты бесконечные
пути совершенствования, так что в результате настойчивого стрем-
ления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же
время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремес-
ленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал
только духовное творчество как единственно свободное.

Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, пропове-
довал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что
при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ
должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил
эту заповедь, покончив жизнь самоубийством, правда, по приказа-
нию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с
собственным внутренним решением.

4. РИМСКИЙ ЭКЛЕКТИЗМ

Скептицизм, проникший во II в. до н.э. в Академию Платона
и возобладавший в ней при Карнеаде и Клитомахе, провозгласил
равносильность и равную проблематичность всех философских
утверждений. Тем самым он способствовал сближению до того резко
отделявшихся друг от друга школ и учений. В частности, он оказался
благоприятным для сближения академической философии с учени-
ями Аристотеля и стоиков. Смешение учения этих школ характе-
ризует и римскую философию 1 в. до н.э. Один лишь эпикуреизм
по-прежнему остался вне эклектической тенденции, оберегая чис-
тоту и принципиальность материалистического учения.

Эклектическим характером отличались воззрения Цицерона,
Варрона, а также философов школы, основанной в Риме около 40 г.
до н. э. Секстием.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna