|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница XI. ПРОДОЛЖАТЕЛИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. СРЕДНЯЯ И НОВАЯ АКАДЕМИЯ Аркесилай Древняя Академия придерживалась учений позднего Платона. Первым, отошедшим от этого направления, был Аркесплай, возглавлявший Академию в 270--241 гг. до н.э. Он склонился к ранним произведениям Платона и к еще более раннему учению Сократа. Главной задачей философии Аркесилай считал борьбу со стоицизмом, а оружием этой борьбы - диалектику. Аркесилай заставлял своих учеников упражняться в доказательстве и опровержении каждого тезиса. Как и Сократ, он ничего не писал. Согласно учению Аркесилая, идеал мудрости - свобода от за- блуждений. Такая свобода может быть достигнута только посредст- вом полного воздержания (еяо^п) от всех суждений относительно истинной природы и сущности вещей. Безошибочным критерием истины не может быть ни восприятие Эпикура, ни каталептическое представление Зенона-стоика. Каталепсис как согласие с каталептическим представлением невозможен, так как соглашаться можно не с представлением, а только с суждением. Учение стоиков о знании покоится на допуще- нии, будто существуют представления, мысля которые, мы сразу видим, что в них действительность отражается и схватывается именно такой, какова она есть. Однако Аркесилай отвергает воз- можность таких представлений. Так как не существует каталепти- ческих представлений, то все вещи непознаваемы. Под руковод- ством Аркесилая учение Академии становится учением скептициз- ма, а ученики Академии усердно упражняются в доказательстве и опровержении каждого тезиса. Сам Аркесилай, вникая в подроб- ности стоицизма, вскрывают его противоречия и затруднения. Во второй трети II в. до н. э. главой Академии Каонеад " т^ i, ^е\ становится высокодаровитыи Карнеад (160- 129). Как Аркесилай вел борьбу против Зенона, так Карнеад боролся против корифея стоицизма Хрисиппа и его последователей Диогена из Вавилона и Антипатра из Тарса. Карнеад исходит из вопроса о критерии достоверного знания. Таким критерием, думал он, не может быть эпикуровское чувствен- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||