|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 13* 371 ное восприятие. Но им не может быть ни простое представление, ни отвлеченное мышление, так как оно получает свой материал из чувственного восприятия. Внешним предметом вызывается изме- нение в органе чувств, но доходит до сознания это изменение только в форме представления, так что искать критерий можно только в правильном представлении восприятия. Правильное представление не только доводит до сознания и себя и вызвавший его предмет, но и вводит предмет точно таким, каков он в действительности. Однако каким образом оно может это сделать? Ведь не существует признака различия, по которому мы могли бы признать каталептическое представление действительно каталептическим. Представлению всегда принадлежит и отношение к представляемому объекту и отношение к представляющему субъ- екту. Если представление согласно с объектом, то оно истинно, если нет - оно ложно. Однако сознавать мы можем только отношение представления к представляющему субъекту. Поэтому мы можем сознавать представление только как убедительное или неубедитель- ное для субъекта. Отношение представления к субъекту стоики ошибочно приняли за отношение его к объекту. Между представ- лениями действительно существуют различия по силе их убедитель- ности для нас. Но даже те представления, которые стоики назвали <каталептическими> (<схватывающими>), не имеют безусловной достоверности, не имеют признака, который мог бы свидетельст- вовать об их безусловной истинности. Никакого критерия для познания действительной природы вещей не существует. Это, однако, не значит, что критерия не существует для прак- тической жизни. Таким критерием может служить достаточно убедительное представление. Что касается вопроса, какая именно степень и сила убедительности достаточна, это в каждом случае зависит or степени важности предмета каждого отдельного суждения. Согласно Карнеаду, имеются три степени вероятности представ- лений: 1) представление просто вероятное; 2) представление не только вероятное, но и не противоречащее другим представлениям; 3) представление вероятное, не противоречащее другим представ- лениям и всесторонне проверенное. Первая степень вероятности охватывает как простые, так и сложные представления. В случае сложного состава представление принимается за единичное и вы- деляется из группы сопровождающих представлений. Вторая сте- пень вероятности характеризуется отсутствием в этой группе противоречий с другими представлениями, что удостоверяется по- средством двойной проверки. Если ни один из элементов сложного представления, будучи воспринят отдельно, не теряет своей убеди- тельности и не вступает в противоречие с цельным представлением, то это представление будет <непротиворечивым> представлением. Кроме того, чтобы представление не оказалось противоречивым, необходимо, чтобы все представления вещей, к группе которых при- надлежит данное представление, не были лишены отчетливости и простой вероятности и не возбуждали никаких сомнений в его |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||