|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Новые поклонники пифагореизма примкнули по сути к пифа- горейской стороне учения Платона - к древней платоновской Академии, подчеркивая в ее учениях пифагорейские элементы. Это была реставрация скорее платонизма, чем пифагореизма. Новый пифагореизм стремится эклектически соединить с подлинным пла- тонизмом ряд учений Ликея и Стой, которые в то время проникли в сознание эпохи. Этот новопифагореизм оказывает влияние на платонизм последующих веков вплоть до возникновения в III в. н. э. неоплатонизма в собственном смысле. Все построения этого периода обычно начинаются метафизическим учением о принци- пах, следуют за Аристотелем и стоиками в физике, космологии и логике, за Платоном и пифагорейцами - в учении о душе и завершаются аскетической проповедью <пифагорейского образа жизни> и религией загробного существования. Религия эта - самая влиятельная черта рассматриваемого пе- риода античной философии. В 1 в. н.э. видными деятелями новопифагореизма были Модерат из Гадеса и Аполлоний из Тианы. Выступив в роли <пророка> и <чудотворца>, Аполлоний стремился воплотить в своей жизни пифагорейский идеал. Платоником пифа- горействующего толка был также знаменитый автор работ биогра- фического жанра - <Параллельных жизнеописаний> и сочинения <О догме Платона> Плутарх из Херонеи (48-120). Во II в. н. э. Гай, Альбин, Аттик также характеризуются эклектизмом и стремлением возвратиться к первоначальному истинному платонизму. Все эти философы согласно выступают против материализма. Вразрез с материалистическими учениями эпикуреизма и стоицизма они считают истинно-сущими только бестелесные сущности. Мате- рия - нечто не-сущее, свою форму и сущность она получает лишь благодаря количественному ее определению, или исчислению. Сим- волы метафизических и физических категорий - числа. Высших начал два: единица и неопределенная двоица. В них сказывается основная противоположность духа и материи, формы и вещества, начал активного и пассивного, совершенного и несовершенного. Единица - бытийное начало и символ блага, безусловного совер- шенства. Неопределенная двоица - бытийный источник всяческо- го несовершенства, беспорядочности и изменчивости. Некоторые новопифагорейцы прямо отождествили единицу с богом, а двоицу - с материей, другие видели в этих числах только неизменные и вечные первообразы. По этим первообразам бог - творец и дви- жущая причина мира - упорядочивает существующую вне его ма- терию и порождает из нее мир определенных существ. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||